Работа над проектом "Санкт-Петербургские антиковеды"
ведется при поддержке РГНФ и Комитета по науке и высшей школе Сагкт-Петербурга
Санкт-Петербургские антиковеды

О проекте

Алфавитный указатель

Хронологический указатель

Ссылки



Варнеке Борис Васильевич (1874-1944)

Краткая биография

Варнеке Борис Васильевич [1874-1944]. Родился в Москве, с детства играл в театре. Окончил 1-ю Московскую гимназию. В 1898 г. окончил Петербургский историко-филологический институт, где обучался у Ф. Ф. Соколова и Ф. Ф. Зелинского. Преподавал древние языки в 5-й петербургской гимназии и в Николаевской царскосельской гимназии в пору директорства И. Ф. Анненского (с янв. 1902 по авг. 1904). Затем был профессором Казанского (1904-1910) и Новороссийского университета (Одесса). Там слушателем его курса о Тибулле, возможно, был Михаил Бахтин (и, несомненно, - его старший брат Николай). Варнеке оставил воспоминания о Н. С. Лескове, Д. Н. Мамине-Сибиряке, П. П. Гнедиче, Д. Н. Овсянико-Куликовском, К. Д. Бальмонте, П. А. Стрепетовой и др. Писал рецензии на трагедии И. Ф. Анненского, с которым состоял в переписке. В период Великой Отечественной войны он остался в оккупированной Одессе и работал в открытом нацистами Румынском университете. После освобождения Одессы в 1944 г. Варнеке был арестован по обвинению в измене Родине и этапирован в Киев, где и умер в тюремной больнице. Позднее ученый был реабилитирован.

Подробный биографический очерк и обзор научной деятельности

Уроженец Москвы, он с детских лет связал свою судьбу с театром: мальчиком выступал статистом, затем пробовал свои силы как настоящий актер и даже как помощник режиссера. И для своих научных занятий он избрал темою историю театра.

Первоначальное классическое образование Варнеке получил в 1-й Московской гимназии, завершил его в Петербургском университете, где среди его наставников были Ф.Ф.Соколов и Ф.Ф.Зелинский. По окончании университета он преподавал древние и новые иностранные языки в одной из петербургских и в известной царскосельской Николаевской гимназии, где директором был И.Ф.Анненский. Позднее стал приват-доцентом Петербургского университета (1901-1904), а после защиты магистерской диссертации получил профессуру в Казанском университете (1904-1910 гг.), откуда перешел в университет в Одессе, где и работал практически до конца жизни.

Главные научные труды Варнеке посвящены античному театру, они группируются вокруг тем собственно театра, античной драмы, ее персонажей и актеров. Первые две большие работы Варнеке - его магистерская и докторская диссертации - были посвящены римскому театру (магистерская диссертация -"Очерки по истории древнеримского театра", СПб., 1909; докторская - "Наблюдения над древнеримской комедией [к истории типов]", Казань, 1905). Затем последовали специальные этюды по истории греческого театра, включая и такую злободневную тему, как обсуждение женского вопроса на афинской сцене. Тогда же (в казанский период) Варнеке обратился к изучению Новоаттической комедии, в первую очередь творчества крупнейшего ее представителя Менандра, интерес к которому был возбужден находками в Египте папирусов с отрывками из комедий этого наредкость плодовитого автора. Еще позднее появились обобщающие труды Варнеке по истории античного театра в целом ("Античный театр", Харьков, 1929; "История античного театра", М.-Л., 1940).

В Одессе после отъезда Э.Р.Штерна Варнеке стал крупнейшею научною фигурою, чьи занятия охватывали все более широкие сферы античной культуры - не только театр, но и литературу, и искусство. Впрочем, интересы Варнеке не ограничивались одною античностью, его глубоко интересовали судьбы классицизма и развитие театра и в позднейшие европейские эпохи, а самый крупный его труд был посвящен истории театра в России ("История русского театра", 1908-1910). Судьба самого Варнеке сложилась трагически. В период Второй мировой войны он остался в оккупированной немцами и румынами Одессе и скомпрометировал себя работою в новом, открытом оккупационными властями Румынском университете и сотрудничеством - впрочем, чисто номинальным - с созданным тогда же пропагандистским Антикоммунистическим институтом. После освобождения Олессы советскими войсками весною 1944 г. Варнеке был арестован по обвинению в измене Родине и этапирован в Киев, где и умер в тюремной больнице. Позднее, в 1955 г., дело против него было прекращено "за недоказанностью предъявленного обвинения", результатом чего явилась официальная посмертная реабилитация. Варнеке оставил чрезвычайно интересные воспоминания, с колоритными зарисовками московской театральной жизни, с меткими характеристиками московских и петербургских знаменитостей, писателей и ученых-классиков, но эти мемуары еще ждут своего опубликования.

Основные работы

  • Варнеке Б.В. Политическая роль античного театра // Филологические записки, 1904, вып.1, с. (отд. издание: Воронеж, 1905).
  • Варнеке Б.В. Женский вопрос на афинской сцене. Казань, 1905.
  • Варнеке Б.В. Новые комедии Менандра // Ученые записки Казанского университета, 1908, кн.1, с.1-104 (отд. издание: Казань, 1909). Здесь даны переводы новонайденных папирусных фрагментов четырех комедий Менандра - "Третейский суд", "Герой", "Девушка с обрезанными косами" и "Самиянка".
  • Варнеке Б.В. Актеры древней Греции. Одесса, 1919.
  • Варнеке Б.В. Театр в греческих колониях северного побережья Черного моря // Известия Таврического общества истории, археологии и этнографии, вып.1 (58), Симферополь, 1927, с.28-29.
  • Библиографический список научных трудов проф. Б.В.Варнеке, 1889-1924. Одесса, 1925.

Доп. литература

  1. Тункина И.В. Новые материалы к биографии проф. Б.В.Варнеке // Древнее Причерноморье. III Чтения памяти проф. П.О.Карышковского. Тезисы докладов. Одесса, 1996, с.109-110.
  2. Фролов Э.Д. Русская наука об античности. Историографические очерки. Изд. 2-е. СПб., 2006, с. 336-338.