На главную страницу проекта

 

Писистрат — потомок Посейдона


Когда мы говорим о религиозной политике афинских тиранов, то первое, что приходит на ум, это государственная поддержка культов Диониса Элевтерия, Зевса Олимпийского, Аполлона Делосского, Элевсинских богинь и, конечно, Афины Полиады. Но говоря о культе последней, нельзя забывать о популярном мифологическом сюжете — споре богов, Афины и Посейдона, из-за обладания Аттикой (Apollod. III, 14, 1). Именно эта сцена была впоследствии изображена на западном фронтоне Парфенона. Источники сообщают о общем храме двух божеств на Акрополе — Эрехтейоне. «Эрехтеем» называли в Аттике Посейдона (Apollod. III, 15, 1). Здание, сохранившееся до наших дней, относится к концу V века, но, по свидетельству Геродота, святилище Эрехтея существовало в Афинах еще до прихода персов (Herod. VIII, 55, 1-2). Однако утверждение Молчанова А.А. и Сурикова И.Е. о том, что совместный культ на Акрополе был утвержден при Писистрате является на наш взгляд несколько неверным . Как нам кажется, в Афинах совместное почитание этих двух богов имеет куда более древние корни. Обратимся к Гомеру. Уже в его времена Афина и Посейдон имели общее святилище (Hom. Od. VII, 80-81):

... потом в многолюдных Афинах
В дом крепкозданный царя Эрехтея вошла.

«Дом Эрехтея» есть не что иное, как Эрехтейон, храм, стоявший на месте дворца царей микенской эпохи. Таким образом, древность двойного культа сомнений не вызывает, также можно с уверенностью отказать ученым в праве считать Писистрата основателем этого почитания. Однако вполне возможна интерполяция в гомеровский текст приведенного отрывка. Мы знаем, что такое средство проведения своих замыслов, как ссылка на авторитет Гомера, использовалось тиранами.
Итак, Посейдон был одним из основных аттических божеств, если не с гомеровских времен, то уж с VI века до нашей эры точно. А какая связь между Посейдоном и правлением тиранов? Самая прямая и непосредственная! Писистрат, сын Гиппократа (Herod. I, 59. 1-4), принадлежал к древнему аттическому роду. Своим сыновьям, будущим афинским правителям, он дал имена Гиппий и Гиппарх. В глаза бросается обилие личных имен с корнем іpp(o)-. Такие «конные» имена были привилегией высшей знати. «Действительно, в среде последней вообще были достаточно популярны «агонистические» и «высокостатусные» по семантике антропонимы с основой іpp(o)-» . Из этого элемента родового имени Писистрата мы узнаем очень многое. Наверное, не нужно долго доказывать, что Посейдон почитался не только как владыка морей и колебатель Земли, но и как повелитель коней. Вот краткая генеалогия Писистратидов — «их легендарный предок по имени Писистрат, считался по родовому преданию (Herod. V, 65; Paus. II. 18, 8-9), внуком прославленного пилосского царя Нестора... Нестор же в свою очередь был сыном владыки Пилоса Нелея, претендовавшего на божественное происхождение: помимо земного родителя тому приписывался и отец из числа бессмертных обитателей Олимпа, роль которого в данном конкретном случае отводилась Посейдону (Paus. IV. 2, 5)» .
Но не только род Писистратидов претендовал на родство с Посейдоном, согласно аттическим генеалогиям сразу четыре известных евпатридских рода вели свое происхождение от пилосских Нелеидов: Кодриды-Медонтиды, Алкмеониды, Пеониды и Писистратиды (Paus. II, 18. 8-9). «Культ Посейдона нашел отражение в гербах знати VI века до н. э. Животными Посейдона были бык, конь и их изображения мы находим неоднократно на щитах и монетах». Таким образом, власть Писистрата была еще и наследственной, ведь героическая гибель легендарного Кодра только закрепила за его потомками право на верховную власть в Афинах. Конечно, Писистратиды пропагандировали эту династическую преемственность. «Однако эта генеалогия (реальная или фиктивная) не могла сама по себе выделить Писистратидов из массы других семейств и сделать их власть легитимной. Другие аристократы претендовали на происхождение от самого Кодра (Кодридом был, согласно Плутарху, Солон — Sol. 1), третьи — от Меланфа (Paus. IV. 4, 5). Соперники Писистрата Филаиды вели свое легендарное происхождение от Филея, сына Аякса (Herod. VI, 35. 1)» . По мнению Макарова И. А., если развитие «царской генеалогии» и играло пропагандистскую роль, то вряд ли могло быть серьезным доводом против соперников-аристократов из столь же «царственных» родов, но безусловно на рядовых граждан полиса оказывало воздействие.
Стремление Писистратидов породниться с богами — явление широко распространенное среди древней аристократии. Так или иначе все знатные роды вели свое происхождение от богов или, в крайнем случае, героев. Такая генеалогия была опорой власти аристократов, такая генеалогия была барьером между благородными гражданами и простолюдинами. Все вышесказанное, однако, еще раз заставляет нас вернуться к вопросу о характере власти Писистрата. Едва ли демократические устремления тирана могли быть подкреплены таким опасным, с точки зрения демоса, достоинством, как знатное царственное происхождение. Скорее всего поддержка культа Посейдона, как прародителя, была призвана вызвать не народное одобрение, а благоволение аристократических родов Аттики.
Но нужно все-таки прояснить нашу позицию. Тирания Писистрата по существу была аристократической, а не демократической, однако поддержка демократических институтов и отсутствие сплоченного аристократического слоя мешают отдать предпочтение той или другой теории тирании. Посему мы будем рассматривать правление афинских тиранов с позиции третьей, синтетической, теории лавирования Писистратидами между разными социальными слоями.