На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

244

 

§ 3. Орхестра

Главную часть греческого театра составляло круглое пространство, лежавшее между передней стеной скены и нижним рядом мест для зрителей. Во время представления здесь находился хор, исполняя свои песни и пляски, от которых это пространство получило название orchstra (от orceisqai); по теории Дёрпфельда, здесь же происходило и драматическое действие. Это пространство в древнейшие времена представляло собою ровную площадку, усыпанную землей или утрамбованную глиной; в римские времена, когда орхестра употреблялась для гимнических или гладиаторских игр, встречается название konistra (от koniV, = лат. arena); в римские же времена встречается еще название sigma, происшедшее от того, что обращенная к зрителям полукруглая сторона площадки напоминала собой позднейшую форму греческой буквы С. Для входа в орхестру служили два прохода (parodoi), находившиеся с правой и левой стороны между скеной и местами для зрителей. Мы уже видели выше, что до возникновения драмы дифирамбические хоры исполняли свои пляски вокруг алтаря Диониса. Этот алтарь (qumelh), по-видимому, остался навсегда непременной принадлежностью орхестры; вокруг него группировался драматический хор, причем его предводитель и

 

245

 

музыканты становились на ступенях алтаря *. Впоследствии название qumelh употреблялось иногда в значении целой орхестры, а в римские времена обозначало даже сцену **.

__________

* Поэтому слова qumelh и skhnh иногда противополагаются как символы музыки и драматического искусства, и qumelikoi agwneV противопоставляются сценическим (Стратоник у Афинея VIII, 359).

** Поэтому драматические художники или актеры обозначались выражением oi apo thV qumelhV (Плут. Алекс. 67; Дем. 12; Лук. О пляске 76 и неоднократно в схолиях Аристофана). О разных значениях слова qumelh см. Dorpfeld и. Reisch, Das griech. Th., стр. 278.

 

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава