На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

219

 

ГЛАВА 21. Религиозные общества

К числу оригинальных явлений религиозной жизни эллинов, преимущественно в позднейшие времена, принадлежит широкое распространение обществ, составлявшихся с целью почитания божеств. Вообще нужно принять, что все общества, устраивавшиеся частными людьми для тех или других целей, ставили себя под покровительство какого-либо бога или героя и в определенные времена совершали празднества в честь своих патронов. Были общества для торговых целей, для совместного занятия каким-либо ремеслом или искусством, для взаимной поддержки в случае нужды, наконец, просто для общих забав и увеселений. Между обществами ремесленников или артистов прежде всего следует упомянуть об обществах театральных артистов или Дионисовских художников (oi peri ton Dionuson tecnitai), которые со времен Александра Великого все более и более распространялись по греческим городам. Их патроном был, само собою разумеется, Дионис, для служения которому общества выби-

 

220

 

рали из своей среды жрецов; но кроме Диониса почитались Аполлон, Музы и другие божества.

Встречаются, затем, общества купцов и судохозяев (emporoi kai nauklhroi): например, на о. Делосе одно такое общество почитало Зевса Ксения (С. I. G. 124), другое — Геракла Тирийского (С. I G. 2271); были общества охотников, рыбаков и т. д. Многие такие общества упоминаются в надписях из разных стран эллинского мира.

Было также много обществ чисто религиозного характера; они носили названия: qiasoi, eranoi, иногда sunodoi, а члены их — qiaswtai (или qiasitai), eranistai и orgewneV. Слово qiasoV вообще обозначает общество или группу, но преимущественно религиозного характера и притом для служения таким божествам, культ которых сопровождался оргиастическими церемониями (например, Диониса). Слово eranoV первоначально (у Гомера) обозначает: а) пир в складчину, б) залог в том, что член компании внесет свою долю, в) самые доли складчины. Впоследствии же это слово обозначало вообще общества, составлявшиеся для различных целей как гражданских, так и религиозных В Афинах такие общества признаны еще Солоном, в законах которого встречаются меры, обеспечивающие взносы еранистов; судебные дела о неуплате взносов в общество и т. п. (dikai eranikai) в афинском гражданском уложении поставлены в числе таких, которые должны решаться в течение одного месяца (dikai emmhnoi). В значении «религиозного общества» это слово в более поздние времена употреблялось почти наравне со словом qiasoV и обозначало ассоциации, члены которых собирались для того, чтобы сообща приносить жертвы и совершать праздники. Позднейшие авторы (например, Афин. VIII, 64) употребляют уже эти термины как равнозначные. В определении значения слова orgewneV у лексикографов встречаются некоторые различия *, но везде есть общая черта, указывающая на то, что этим именем назывались люди, собиравшиеся для общего почитания богов. В обычном же употреблении это слово почти не представляет отличия от двух выше-

__________

* Поллукс в одном месте (III, 52) сопоставляет оргеонов с фраторами и родичами (omogalakteV), а в другом (VIII, 107) говорит, что этим именем назывались лица, совершавшие в определенные дни некие жертвоприношения по демам. Гарпократион видит в оргеонах общества для почитания богов или героев (oi epi timh qewn h hrwwn sunionteV). С ним сходно определение Селевка, приводимое Свидой, который, впрочем, потом прибавляет, что оргеоны совершали священнодействия особо установленным богам (oi toiV idia afidrumenoiV qeoiV orgiazonteV). Фотий (ехс. 82) говорит, что оргеоны представляли собой общества людей, наподобие родичей или фраторов, получившие название apo tou koinh orgiazein oion quein kai eucesqai.

 

 
221

 

указанных терминов, или, по крайней мере, невозможно точно определить их различие.

Для обозначения каждого отдельного общества к вышеуказанным общим терминам прибавлялось название божества, для почитания которого составилось данное общество (например, orgewneV MhtroV qewn) или же общества обозначались специальными названиями, производившимися от имени божества (например, Sarapiastai, Aliastai, Afrodisiastai, Asklhpiastai и т. п.), или от имен царей, которые считались патронами некоторых обществ и получали от них божеский или геройский культ (например, Attalistai, Eupatoristai), или от имени совершавшихся обществами праздников (Panaqhnaistai, Qeoxeniastai), или по дню, в который совершался главный праздник общества (Noumhniastai, Tetradistai, EikadeiV), наконец, по именам основателей обществ или жрецов (например, в пантикапейских и танаисских надписях: h sunodoV h peri ierea ton deina.

Известный французский ученый Фукар, специально занимавшийся изучением греческих религиозных обществ, считает главной их особенностью то, что они составлялись для почитания чужеземных (малоазиатских, фракийских, сирийских или египетских) божеств, культы которых были соединены с такими обрядами, которые препятствовали признанию их культами общегосударственными. Некоторые общества, может быть, имели публичный характер и составлялись для заведования государственными праздниками *, подобно римским sodales и fratres (например, sodales Titii, fr. Arvales), но в большинстве общества, наверное, были частные. Уже в V в. до Р. X. аттические комики вооружались против обществ, почитавших чужеземных богов. Евполид в комедии «Всптгтои» осмеивал Алкивиада и его товарищей за служение чужим богам (фракийской богине Котито); комик Платон нападал на культ Адониса; над ним же и над культом Сабазия насмехался Аристофан: по словам Цицерона (О зак. II, 15, 37), в одной из потерянных комедий великого комика Сабазий и некоторые другие чужеземные боги подвергались суду и изгонялись из государства. В IV в. Демосфен в речи «О венке» жестоко нападает на своего противника Эсхина за то, что он в молодости исполнял служебные роли в обществе сабазиастов, предводительницей которого была мать его Главкофея; члены этого фиаса в своих процессиях украшали себя венками из укропа и тополя, сотрясали над головами толстощеких змей и кричали euoi saboi ; процессии соединялись с танцами, в

__________

* Например, в Малой Азии, см. Foucart, Des assoc. relig. p. 113 cл.

 

 
222

 

которых участвовал Эсхин. Несмотря, однако, на насмешки комиков и неблагосклонное отношение здравомыслящих, серьезных людей к чужеземным богам, их культы, нередко соединявшиеся с таинственными оргиастическими обрядами и допускавшие значительную разнузданность (пример которой можно указать в римских Bacchanalia, подвергшихся преследованию во II в. до Р. X.), привлекали к себе множество адептов, и религиозные общества все более и более распространялись по греческим городам. В Аттике особенно много их было в Пирее, наиболее посещавшемся иностранцами: здесь известны, например, общества почитателей Бендиды, Матери богов, Афродиты Сирийской, Зевса Лабравндского, Сараписа и Исиды, Аммона и др. Вне Аттики особенно много обществ известно на островах Родосе и Делосе, а в поздние римские времена — в Танаисе.

Доступ в такие общества был беспрепятственно открыт лицам обоего пола и не только гражданам того государства, в котором составлялись общества, но и метекам, иностранцам и рабам. Последняя особенность объясняется именно тем, что общества составлялись для почитания чужеземных богов, и составляет характерную черту частных культов, так как в государственных могли участвовать только граждане (хотя к праздничным увеселениям иногда допускались и рабы). Рабы иногда даже сами вводят чужеземные культы и основывают общества для служения им: например, в Аттике во II в. по Р. X. ликийский раб Ксанф основал культ MhnoV Turannou (С. I. A. III, 73, 74). Условия допущения в общества были, конечно, различны, смотря по особенностям культа и воле основателя общества; но главными условиями, по-видимому, были: взнос более или менее значительной суммы денег (да и то неизвестно, везде ли) и испытание в чистоте, благочестии и доброте *. Лица, не принадлежавшие к обществу, иногда (например, в обществе Матери богов в Пирее, С. I. А. II, 610) допускались к жертвоприношениям в честь почитаемого обществом божества под условием уплаты известной суммы денег за каждое жертвоприношение и отделения частей жертвенного мяса в пользу жрецов общества. Каждое общество представляло благоустроенную и признанную законом ассоциацию, устав которой вырабатывался или основателем, или общим собранием членов. Во главе обществ стояли председатели, носившие разные названия: arciqiasitai,

__________

* С. I. А. III, 23: Mhdeni exestw ep[ie]nai eiV thn semnotathn sunodon twn eranistwn, prin an dokimasqh, ei esti a[gn]oV kai eusebhV kai ag[aq]oV.

 

 
223

 

arceranistai, patereV sunodwn и т. п.; для служения божествам общества избирали из своей среды жрецов или жриц, для заведования финансами — особых казначеев, для письмоводства — секретарей и т. д., так что в больших обществах служебный персонал был иногда довольно значителен; упоминаются, например, в числе должностных лиц ieropoioi, sunagwgoi, filagaqoi, gumnasiarcai и т. д. Главное заведование делами общества принадлежало общим собраниям членов (agorai), которые бывали регулярные (kuriai) и чрезвычайные и в которых все члены общества пользовались равным правом голоса. Собрания составляли устав общества, делали в нем по мере надобности те или другие видоизменения, издавали обязательные для всех членов постановления, определяли похвалы и награды заслуженным членам общества или его благодетелям и наказания провинившимся и т. д. Некоторые общества принимали на себя даже погребение умерших членов. Постановления собраний и другие акты обществ нередко вырезались на камне и в значительном количестве сохранились до наших времен. Эти-то документы и служат главным источником для ознакомления с жизнью религиозных обществ Эллады.

Holst, De eranis veterum Graecorum imprimis ex iure Att., Leyd. 1832. — P. Foucart, Des associations religieuses chez les Grecs. Thiases, eranes, orgeons. Paris 1873. — Его же, De collegiis scaenicorum artificum apud Graecos, Par. 1873. — O. Luders, Die dionysischen Kunstler, Berl. 1873. — L. Friedlander, De artificibus Dionysiacis, Konigsb. 1874. — H. Sauppe, De collegio artificum scaenicorum atticorum, Gott. 1876. — И. В. Помяловский, О танаитских коллегиях в Трудах VI Археол. съезда в Одессе, т. 2, Од. 1888. — F. Poland, De collegiis artificum Dionysiacorum, Progr. Dresd. 1895. — E. Ziebarth, Das griech. Vereinswesen, Leipz. 1896.

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава