На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

211

 

§ 3. Самофракийские мистерии

Мистерии на о. Самофракии пользовались широкой известностью в древнем мире и по своей славе уступали только Элевсинским *. Геродот, древнейший из писателей, от которых сохранились упоминания об этих мистериях, называет их оргиями Кабиров (II, 51); но на вопрос, кто были эти Кабиры, нельзя дать строго определенного ответа, так как у древних встречаются о них чрезвычайно разнообразные показания, которые невозможно согласовать между собой. Пиндар ** в числе лиц, которые считались родоначальниками человеческого рода, рядом с критскими Куретами, фригийскими Корибантами и др. называет и Кабира, рожденного священным Лемносом; стало быть, этот лемносский Кабир казался поэту не

__________

* Гален, De usu part. 17, 1: Osoi timwsi qeouV, ouden omoion ecousin EleusinioiV te kai SamoqrakioiV orgioiV. — Аристид, Panaqhn. р. 189: Ta twn Samoqrakwn iera pantwn onomastotata plhn twn Eleusiniwn. — Лив. XLV, 5 называет Дельфы и Самофракию, как duo sanctissima in terris templa.

** Fragm. ар. Orig. Philos. p. 97 Mill.

 

 
212

 

богом и творцом человеческого рода, а только его родоначальником, первым человеком. У Эсхила, современника Пиндара, в несохранившейся драме Kabeiroi * лемносские Кабиры представлены угощающими аргонавтов. Геродот (II, 51), говоря, что изображение Гермеса эллины заимствовали от пеласгов, а не от египтян, прибавляет, что его слова поймет каждый, посвященный в оргии Кабиров на о. Самофракии; пеласги, говорит далее отец истории, жили первоначально на Самофракии и от них самофракийцы получили свои оргии; относительно изображения Гермеса у пеласгов было священное сказание (ieroV logoV), объясняемое в Самофракийских мистериях. В другом месте (III, 37) Геродот говорит, что изображения Кабиров были похожи на изображения патеков (pataikoi), богов-карликов, которых финикияне помещали на носах своих кораблей, и называет их детьми Гефеста. Отсюда видно, что Кабиры казались Геродоту настоящими божествами пеласгического или восточного происхождения, стоявшими в связи с Гермесом или Гефестом. Из позднейших писателей некоторые смотрели на Кабиров как на демонические существа, происходящие от высших божеств **, и сообразно с таким взглядом считали мистерии не праздником в честь Кабиров, а установленным ими учреждением для почитания тех богов, от которых они сами происходили, другие же, напротив, признавали самих Кабиров за, богов, чествуемых в мистериях; но что это были за боги, сколько их было и каким богам народной религии они соответствовали, — обо всем этом опять встречаются разнообразные показания. Так, в схолиях к Аполлонию Родосскому (I, 917) со слов писателей Мнасея и Дионисодора приведены четыре Кабира, названные по именам и сопоставленные с высшими богами: AxieroV соответствовал Деметре, Axiokersa — Персефоне, AxiokersoV — Аиду, KasmiloV — Гермесу ***. У латинского писателя Варрона в сочинении «О латинском языке» также упоминаются четыре Кабира, но с другими именами и объяснениями. В святилище Кабиров близ Фив, остатки которого открыты при недавних раскопках, почитался,

__________

* Отрывки из нее сохранились у Плутарха, Поллукса и др.

** Акусилай Аргосский и Ферекид у Страб. X, 472.

*** По словам Варрона, у римлян Касмиллом (Casmillus) называлось одно из действующих лиц при совершении брачных обрядов. Это сопоставление, а также объяснение имен трех других Кабиров словами erwV и kersoV (= брак по Гесихию), сложными с axioV, подало повод некоторым из новых исследователей (например, Велькеру) видеть в Самофракийских мистериях идею брака и плодородия.

 

 
213

 

как видно из надписей, один Кабир и его сын (paiV), не называемый по имени *. Есть свидетельства о том, что Кабиров смешивали или отождествляли с Диоскурами и почитали как могущественных защитников против опасностей мореплавания **. Кроме того, в мистериях было учение о смерти и воскресении и культ хтонических божеств. Некоторые из древних писателей прямо признавали, что о Кабирах ничего с точностью неизвестно ***. Отсюда очевидно, что священные сказания и обряды Самофракийских мистерий были еще в древности доступны разнообразным объяснениям; весьма возможно, что с течением времени первоначальный культ Кабиров на Самофракии был распространен разными обрядами и сказаниями, существовавшими в других культах Эллады, и эта смесь могла подать повод к разнообразным представлениям о Кабирах. Поэтому неудивительно, что и в новой науке существуют о них чрезвычайно разнообразные мнения, из которых каждое основано на тех или других древних свидетельствах, которые возможно согласовать между собой, но принуждено отвергать или игнорировать несогласуемые.

Внешняя обрядовая сторона Самофракийских мистерий известна нам также очень мало. Само собой разумеется, что и здесь посвящению предшествовали тщательные очищения. Гесихий говорит, что был особый жрец Кабиров KoihV, очищавший убийц. От посвящаемых требовался, по-видимому, еще род покаяния или исповедания грехов.

__________

* Ср. об этом заметку A. Н, Щукарева в Зап. И. Р. Арх. Общ., т. 3 (1888 г.), стр. 466.

** Аполл. Род. I, 916 cл., Диод. IV, 43 и V, 49; Схол. Аристоф. Мир, ст. 278. По словам Цицерона (О прир. бог. III, 37), на Самофракии было множество обетных таблиц с надписями, поставленных в благодарность за избавление от опасностей на море. По словам Диогена Лаэртского (VI, 59), на Самофракии еще во времена известного киника Диогена было множество достойных удивления вкладов.

*** Hапр., Страб. VII, fr. 51: Oti touV en th Samoqrakh timwmenouV qeouV eirhkasi polloi touV autouV toiV KabeiroiV, oud autouV econteV legein touV KabeirouV oitineV eisi, kaqaper touV KurbantaV kai KorubantaV, wV d autwV KourhtaV kai IdaiouV DaktulouV. В X книге (р. 472) Страбон говорит, что Деметрий Скепсийский, отрицая существование на Самофракии мистического сказания о Кабирах, в то же время приводит свидетельство Стесимброта Фасийского (V в. до Р. X.), что на Самофракии действительно совершалось служение Кабирам и что они получили свое название от горы в Берекинтии.

 

 
214

 

Плутарх рассказывает *, что когда Лисандр явился на Самофракию к жрецу, то последний потребовал от него признания в самом тяжком грехе, который он совершил в жизни. «Нужно ли это сделать по твоему приказанию, возразил Лисандр, или по воле богов?» И когда жрец сказал, что по воле богов, то Лисандр попросил его отойти в сторону, чтобы он мог сделать признание одним богам. Далее есть свидетельства, что посвящаться в мистерии могли не только взрослые люди обоего пола, но и дети, и что посвященные подпоясывались пурпурными повязками, которые считали предохранительным средством против опасностей на море (Схол. Апол. Род. I, 917). Есть также указания на то, что они носили железные кольца, вероятно в виде амулетов. Различались, по-видимому, три степени посвящения, соответственно которым посвященные носили названия mustai, musai eusebeiV и epoptai **. При посвящении им были сообщаемы имена Кабиров, которые оставались тайной для непосвященных ***. Празднества на Самофракии совершались летом и, без сомнения, соединялись с представлениями и сказаниями (drwmena kai legomena), относившимися к мифам о Кабирах. Верховные жрецы самофракийские назывались, кажется, саями; кроме них были, конечно, глашатаи и другие должностные лица культа. Особенной славой стали пользоваться мистерии со времен диад охов. Вот все главное, что можно сказать о Самофракийских мистериях с большей или меньшей степенью достоверности.

Кроме Самофракии мистический культ Кабиров издревле существовал на Лемносе, Имбросе, в Беотии и Македонии, а затем распространился и по другим областям эллинского мира.

Schelling, Ueber die Gottheiten von Samothrace, Stuttg. 1815. — F. G. Welcker, Die Aesch. Tnlogie Prometheus u. die Kabirenweihe zu Lenuios, Darmst. 1824. — I. Neuhauser, Cadmilus sive de Cabirorum cuitu ac mysteriis, Leipz. 1857. — A. Conze и др., Archaol. Untersuchungen auf Samothrake, Wien 1875 и 1880. — O. Crusius, Beitrage zur griech. Mythologie u Religionsgeschichte Progr. Leipz. 1886. — H. И. Новосадский, Культ Кабиров в древней Греции, Варш. 1891.

__________

* Apofq. Lak. Lus. 10. В другом месте ('AVT. 1) подобный же анекдот рассказывается про Анталкида, который на вопрос жреца ответил, что боги сами знают его грехи. Ср. Лив. XLV, 5.

** С. I. G. 2157, 2158, 2160.

*** Страб. X, 473; Диод. V, 49; Etym. M., 289.

 

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава