На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

165

 

Раздел V. ОСОБЫЕ ВИДЫ КУЛЬТОВ И РЕЛИГИОЗНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

ГЛАВА 18. МАНТИКА

Глубокая вера в полную зависимость всех явлений природы и всей человеческой жизни от воли богов и в то, что боги от времени до времени открывают эту волю человеку по его просьбе или по собственному желанию посредством различных знамений, заставила древних уже очень рано обратиться к внимательному наблюдению явлений природы и окружающей жизни с целью открывать в них какие-либо намеки или указания, посредством которых божество желало выразить человеку свою волю. Все способы отгадывания воли божества, выражающейся в тех или других знамениях, обнимались словом manteia или mantikh. Древние различали два вида мантики: безыскусственную (atecnoV) и искусственную (entecnoV). Под первой разумеются случаи, когда или во сне являются человеку откровения божества, или наяву душа его известным образом просветляется и в таком состоянии более или менее ясно познает сокрытое от других; такое состояние души древние приписывали наитию свыше и людей, находящихся в таком состоянии, называли «объятыми божеством» (enqeoi или qeolhptoi, enqousiwnteV). Люди развитые уже в древности понимали ненормальность такого душевного состояния, в котором человек получает способность предсказывать будущее: Платон говорит (Тим., 71 е), что никто не берется за истинное и вдохновенное гадание, находясь в здравом уме. На это же указывает самое название manteia, происходящее от одного корня с mainesqai. Искусственная мантика состояла в наблюдении и объяснении раз-

 

166

 

личных знамений, посредством которых боги открывали людям свою волю; для этого способа предсказаний не требовалось особого вдохновения, и потому его можно было приобретать посредством опыта и изучения. Который из этих двух видов мантики древнее, определить невозможно. У греков как в гомеровские времена, так и в исторические, оба они существовали рядом; то же видим мы у римлян и у варваров. Впрочем, в Гомеровских поэмах встречается один только случай энтузиастического предсказания, именно в «Одиссее» (XX, 350 л.), Прорицатель Феоклимен, находясь в доме Одиссея на пиршестве женихов Пенелопы, вдруг видит, как тьма обнимает их головы, их тела, стены и балки дома обагряются кровью, весь дом наполняется тенями, стремящимися в Эреб, солнце скрывается и мгла окутывает небо. Феоклимен видит во всем этом явное предзнаменование близкой гибели женихов, но они не обратили никакого внимания на его слова, сочли сумасшедшим и приказали вывести вон. В других случаях гомеровские прорицатели предсказывают по сновидениям (oneiropoloi) и различным знамениям (qeopropia), в особенности по полету птиц (oiwnopoloi), наблюдение которого является самым распространенным способом гадания. Предсказания по горению и по внутренностям животных в Гомеровских поэмах еще не упоминаются.

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава