На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

162

 

§ 7. Западные колонии

О религиозной жизни городов Великой Греции мы имеем лишь немногие сведения, так как процветание большинства их относится к таким временам, от которых сохранилось очень мало письмен-

 

163

 

ных памятников. Даже из Гаранта, в котором в цветущее время было, говорят (Страб. VI, 280; Афин. IV, 61), больше праздников, чем будней, мы знаем только Dionusia, праздновавшиеся с большой невоздержанностью (по словам Платона, во время этого праздника весь город был пьян), да темные названия Dameia и Qaulia. — В Неаполе совершалось празднество в честь сирены Партенопы с гимническими состязаниями и бегом с факелами. Со времен Августа празднество это под названием Sebasta или Italika повторялось через каждые 4 года в течение нескольких дней с гимническими и музыкальными состязаниями и по своей известности стало наряду со знаменитейшими праздниками Эллады (Страб. V, 246). Затем упомянем культ Зевса Омария (OmarioV), служивший религиозным центром ахейских городов южной Италии после уничтожения Пифагорейского союза, и празднество Геры на мысе Лакинии близ Кротона, привлекавшее к себе всех италийских греков (Афин. XII, 58).

В греческих городах Сицилии особенным значением пользовался культ Деметры и Персефоны, которым был посвящен весь остров (Циц. Пр. Верреса. IV, 48, 106 — 107). Известно, что он преимущественно перед другими местностями считался местом похищения Персефоны и бракосочетания ее с Плутоном; с этим событием связан был целый ряд праздников, как, например, Anqesforia, Qeogamia, Anakalupthria, Koreia; временем похищения считалась или весна, к которой, без сомнения, относится первый из названных праздников, или время созревания хлебов, когда совершалось самое торжественное жертвоприношение. Местом похищения считался преимущественно Эннейский луг. Источник Киана близ Сиракуз, по преданию, явился на том месте, где Плутон с похищенной Корой скрылся в подземное царство; поэтому сиракузяне ежегодно совершали у этого источника празднество, при котором от имени государства приносили в жертву быков, живьем погружая их в озеро: такой способ жертвоприношения, по преданию, был указан Гераклом (Диод. IV, 23 и V, 3 cл.) На празднество еще во времена Цицерона стекалось множество народа. Кроме того, в честь самой Деметры осенью совершались Qesmoforia, отличавшиеся особенною пышностью в Сиракузах, где они продолжались 10 дней и праздновались преимущественно женщинами; из обычаев праздника упоминается, между прочим, перебранка между женщинами в память того, что Деметра, опечаленная похищением дочери, развеселилась от бранных слов служанки (Афин. XIV, 56). Кроме Сиракуз Фесмофории праздн овались в Акраганте, Катане и других городах. — Кроме празднеств, относящихся к культу Деметры, в разных сицилийских городах упоминаются и местные праздники, как заимствованные из метропо-

 

164

 

лий, так и обязанные своим происхождением каким-либо местным условиям и особенностям или историческим событиям. Так, в Катане был праздник Aitnaia в честь Зевса Этнейского, в Сиракузах — Artemisia Elwria или Asinaria в память поражения афинян в 413 г., 'ЕХяиЗёркх и др. В Геле известен культ хтонических божеств с мистическими обрядами (Герод. VII, 153), в г. Агирии — пышный праздник в честь Геракла с гимническими и конными состязаниями, причем в праздновании участвовали и рабы, а также празднество в честь Гераклова родственника Иолая (Диод. IV, 24). На горе Эрике было святилище Афродиты, по словам Павсания (VIII, 24, 3) пользовавшееся уважением с глубокой древности и по богатству не уступавшее святилищу в Пафе (на о. Кипре). При храме жило много посвященных богине рабов и рабынь (ierodouloi). Из совершавшихся здесь празднеств Афиней (IX, 51) упоминает Anagwgia в память удаления богини в Ливию и Katagwgia в честь ее возвращения. Эти праздники, очевидно, были установлены по образцу подобных же празднеств в культе Персефоны.

В фокейской колонии Массалии известны культы Артемиды Эфесской и Аполлона Дельфиния (Страб. IV, 179), а также праздник, который у Юстина (43, 4, 6) называется Floralia, а по-гречески, по всей вероятности, назывался Anqesthria, и описанный Петронием (Сатир. 141) оригинальный обряд, напоминающий обряды афинских Фаргелий: в случае появления какой-либо эпидемии один из бедняков добровольно предлагал себя в жертву за государство; ему в течение года давали отличное содержание на государственный счет, затем, одев в священные одежды и украсив ветвями, обводили по городу, произнося заклятия, чтобы на него пали все бедствия государства, и сбрасывали со скалы.

Само собой разумеется, что здесь описаны далеко не все культы и праздники в разных государствах эллинского мира. Их число особенно увеличилось во времена римского владычества; вследствие упадка прежних религиозных верований главною и существеннейшею частью празднеств сделались тогда разного рода состязания, учреждавшиеся не только в честь богов, но и римских императоров, их любимцев и видных политических деятелей.

Hermann, Gottesd. Alterth. § 68.

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава