На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

161

 

§ 6. Малая Азия

Для ионических колоний западного берега Малой Азии праздник Paniwnia, совершавшийся на мысе Микале в честь Посейдона Геликонского, был таким же религиозным центром, каким было Делосское празднество для ионических Киклад. Празднеством заведовали приенцы, из среды которых для совершения торжественного жертвоприношения избирался юноша под именем «царя» (Страб. VIII, 384; XIV, 639). Впоследствии общее празднество было перенесено в Эфес (Диод. XV, 49), но культ Посейдона на Микале продолжал существовать еще во времена Страбона. Впрочем, отдельные города были так же независимы друг от друга в религиозном отношении, как и в политическом, и представляют немало местных культов, иногда восходивших до глубокой древности. Так, Эфес славился своим великолепным храмом Артемиды и празднеством в честь ее, заступившим потом место Панионий в качестве религиозного центра малоазиатских городов. Празднество сопровождалось конными, гимническими и музыкальными состязаниями и привлекало из разных городов множество посетителей, которые съезжались с женами и детьми и приносили богине богатые дары и жертвы (Дион. Гал. IV, 25). Празднеством заведовали так называе-

 

162

 

мые esshneV (Павc. VIII, 13, 1). Жрецами богини здесь были евнухи, называвшиеся megabuzoi и пользовавшиеся величайшим почетом (Страб. XIV, 641); были также жрицы, проходившие три степени посвящения: жрица низшей степени называлась mellierh, второй — ierh, третьей — parierh| (Plut. An seni sit. ger. resp. 24). Кроме того, в Эфесе пользовались известностью Tauria в честь Посейдона, Qesmoforia в честь Деметры и др. — В Милете важнейшим праздником были Didumeia в честь Аполлона, храм которого со знаменитым оракулом (см. ниже разд. V, гл. 19, § 2) находился в местечке Дидимах, кроме того, NhlhiV в честь Артемиды и пр.

Город Кизик известен был оргиастическим культом фригийской Кибелы, чествовавшейся под именем Плакианской Матери (Герод. IV, 76; С. I. G. 3657), кроме того, праздновались Anqesthria в честь Диониса и Qerrefattia в честь Персефоны, которая, по преданию, получила этот город в приданое от Зевса и почиталась в нем больше всех богов; в жертву ей приносились черные коровы (Ann. Митрид. 75). В Лампсаке, кроме культа Приапа следует отметить Asklhpieia, при которых все граждане надевали венки, дети освобождались от учебных занятий и рабы от работ, а судопроизводство приостанавливалось (С. I. G. 3641 b).

О религиозной жизни эолийских колоний в Малой Азии сохранилось мало сведений. Религиозным центром их был праздник Аполлона в г. Gruneion, кроме того, особым уважением пользовался Apollwn PornopioV. На о. Лесбосе в г. Митилене был почитаем Apollwn MaloeiV , празднество которого совершалось митиленцами всенародно вне города, на мысе Малее (Фук. III, 3), и ArtemiV Qermia , в честь которой совершалась Qermiakh panhguriV, упоминаемая в надписях в качестве важнейшего праздника митиленцев.

Религиозным центром дорийских колоний на юго-западном берегу Малой Азии был праздник Аполлона, Нимф и Посейдона в Триопии с состязаниями, носившими специальное название DwrioV agwn (Герод. I, 144; Фук. VIII, 35 и др.). Кроме того, город Книд славился культом Афродиты, почитавшейся здесь под разными названиями (Павc. I, 1, 3).

Hermann, Gott. Alterth. §§ 66, 67.

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава