На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

156

 

§ 4. Северная Эллада

Из праздников, совершавшихся в разных местностях северной Эллады, мы назовем лишь наиболее известные. В Фокиде самым важным празднеством, по словам Плутарха (О добл. жен. 2), были Elafhbolia в честь Артемиды в г. Гиамполе. В г. Амфиклее при святилище Диониса с врачебным оракулом совершались оргии, которые Павсаний (X, 33, 5) называет достопримечательными. В Локриде пользовалось известностью празднество (panhguriV) при храме Посейдона на мысе Rion и мистерии в честь так называемых AnakteV paideV в г. Амфиссе; кто были эти AnakteV paideV, не было известно с достоверностью: одни называли их Диоскурами, другие — Куретами, третьи — Кабирами (Павc. X, 38, 3). В Этолии назовем общесоюзный праздник Panaitwlika, совершавшийся в честь Аполлона в г. Ферме около времени осеннего равноденствия и сопровождавшийся разными состязаниями. В Акарнании праздновались Aktia с состязаниями при храме Аполлона на Актийском мысе, возвысившиеся до небывалого блеска вследствие известной победы Августа; после победы состязания были музыкальные, гимнические и конные через каждые 4 года. В Додоне важнейшим праздником были Naia в честь Зевса, почитавшегося там под прозвищем NaioV. В Фессалии кроме многих местных праздников в разных городах были и такие, которые праздновались всеми фессалийцами; к их числу принадлежали, например, Pelwria в честь Зевса, сходные с римскими Сатурналиями: при них устраивались роскошные пиршественные столы, к пиршествам приглашались не только иностранцы, но и рабы, освобождавшиеся на время празднеств от работ (Афин. XIV, 45).

 

157

 

Далее упомянем Taurokaqayia, вероятно совершавшиеся в честь Посейдона, но славившиеся, главным образом, боями быков, при которых фессалийские всадники щеголяли своей ловкостью и искусством.

Здесь же упомянем о культах и празднествах в эллинских колониях на северном берегу Черного моря, в пределах нынешней южной России. Здесь, особенно в Олъвии, пользовался высоким уважением наравне с богами Ахилл, считавшийся покровителем и владыкой всего Понта (PontarchV). Ему был посвящен необитаемый остров Белый (Leukh, ныне Змеиный, против устьев Дуная) с храмом, в котором герой, по мифическим преданиям, наслаждался бессмертием вместе с Еленой, дарованной ему богами в супруги, а также так называемый Ахиллов бег, узкая коса к югу от Днепровского лимана (ныне Тендра), на которой герой будто бы упражнялся в беге. В Ольвии в честь Ахилла совершалось празднество с конными ристаниями, установленными по совету Дельфийского оракула, а также с состязаниями в беге, прыжках, метании дисков и копий. Кроме Ахилла ольвиополиты чтили Зевса под разными прозваниями (OlbioV, Swthr, BasileuV, PoliarchV), Аполлона Покровителя (ProstathV), Гермеса, Деметру, Мать богов, Диониса, в честь которого совершались Alovucrioi с театральными представлениями, и др. В Херсонесе Таврическом главною богинею была Дева (ParqenoV), которую отождествляли с Артемидой и в честь которой совершали Parqeneia с процессией. Алтарь Девы находился в акрополе рядом с алтарем обоготворенного города, кроме того, в городе был храм с древней статуей богини (xoanon). На берегах Боспора Киммерийского (в Пантикапее, Фанагории и др. городках) упоминаются культы Аполлона Врача (IatroV), Зевса, Деметры, Артемиды, Афродиты, храм которой находился в местечке Apatouron на азиатской стороне пролива, затем Пана и других богов, в числе которых упоминаются и восточные божества Санерг и Астара. В г. Горгиппии праздновались, между прочим, Ermaia с гимническими состязаниями. В г. Танаисе в поздние времена (II и III вв. по Р. X.) было много религиозных обществ, почитавших высочайшего бога (qeoV uyistoV). Сведения о религиозных верованиях этих колоний черпаются, главным образом, из надписей.

Hermann, Gottesd. Alterth. § 64. — О культе Ахилла в Понте: Н. К. Е. Kohler, Memoire sur les iles et la course cons. a Achille dans le Pont Euxin, S. Petersb. 1827. — Латышев, Исследования об истории и госуд. строе г. Ольвии (СПб. 1887), стр. 52-61. - Е. Schurer, Die Juden im bospor. Reiche und die Genossenschaften der sebomenoi Qeon uyiston ebendaselbst, в Sitzungsber. d. Bert. Akad. 1897, стр. 200 — 225. — Полное

 

158

 

собрание надписей северного побережья Черного моря: Inscriptiones antiquae огае septentrionalis Ponti Euxini Graecae et Latinae ed. B. Latyscheu, vol. I et II, Petrop. 1885-1890.

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава