На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

125

 

ГЛАВА 16. Афинские праздники

Обратимся теперь к ознакомлению с важнейшими праздниками, совершавшимися в отдельных греческих государствах. Их обозрение естественнее всего начать с Аттики, о религиозной жизни которой мы имеем больше сведений, а расположить его удобнее всего во временной последовательности, по месяцам аттического года. При этом, конечно, мы обратим внимание только на более важные праздники.

Капитальный труд об афинских праздниках: Aug. Mommsen, Feste der Stadt Athen im Altertum, geordnet nach att. Kalender. Leipz. 1898.

§ 1. Первая четверть года (Панафинеи и др.)

Первый месяц аттического года первоначально назывался Kroniwn, а в исторические времена Ekatombaiwn. Это последнее название произошло, без сомнения, от праздника Ekatombaia в честь Аполлона, хотя о существовании такого праздника в самой Аттике нет прямых указаний. Праздник Kronia (в честь Крона), от которого происходило древнейшее название месяца, по преданию был учрежден Кекропом и совершался 12-го числа; при нем весело праздновалось окончание уборки полевых хлебов и устраивались пиры, при которых, между прочим, господа угощали своих рабов, потрудившихся при жатве. В этот праздник, по-видимому, приносились только бескровные жертвы.

16-го числа совершался праздник Sunoikesia или Sunoikia (или Metoikia по Плут. Тес. 24) в честь Афины, в память Тесеева соединения двенадцати аттических общин в одно государство (sunoikismoV). В этот праздник совершалось жертвоприношение богине Мира (Eirhnh), которое в V в. было бескровным (Аристоф. Мир. 1019 и схол.); но во 2-й половине IV в., по свидетельству надписей, содержащих в себе счеты сумм, вырученных от продажи шкур животных, принесенных в жертву в важнейшие праздники (to dermatikon) *, богине Мира приносились большие кровавые жертвы. Вслед за жертвоприношением Миру в надписях tou

__________

* С. I. А. II, 2, 741. Ditt. Syll. 374.

 

 
126

 

dermatikou упоминается жертвоприношение египетскому богу Аммону, культ которого распространился в Элладе главным образом благодаря славе его прорицалища (см. о нем ниже: разд. V, гл. 19, § 1).

28-го числа, в день рождения богини, покровительницы города Афины Полиады, совершался один из важнейших аттических праздников — Panaqhnaia в честь этой богини. Учреждение его относится к доисторическим временам и приписывалось Эрихтонию. Первоначально праздник, по свидетельству Павсания (VIII, 2, 1), назывался просто 'АЭ^уакх, а название Panaqhnaia получил со времени Тесеева синойкизма. Он совершался издревле ежегодно, но со времени Писистрата раз в четыре года, в третьем году каждой Олимпиады, праздновался с особым блеском и пышностью и назывался ta Panaqhnaia ta megala или pentaethriV twn Panaqhnaiwn; ежегодный праздник с тех пор стал называться Pan. ta kat eniauton или ta mikra. Великие Панафинеи продолжались несколько дней (по счету А. Моммзена девять, с 21 по 29 число). В первые дни праздника совершались разные состязания, — гимнические, конные и музыкальные; участники делились по возрасту на три группы: paideV, ageneioi (безбородые, т. е. юноши) и andreV; в числе состязаний упоминаются: stadion, diauloV, dolicoV, pentaqlon, palh, pugmh, pagkration, purrich и др.; к ним же относилась lampadodromia, т. е. бег с факелами, совершавшийся во время ночного празднества (pannuciV) и состоявший в том, что молодые люди с зажженными факелами бежали вперегонку от алтаря Эрота в Академии по внешнему Керамику, передавая эти факелы из рук в руки; победителем признавался тот, кто первый достигал цели, не погасив факела; это было очень трудно, так как факелы были восковые и при быстром беге легко гасли. Был еще agwn euandriaV, состоявший в марше и военных упражнениях вооруженных воинов, разделенных по филам и отличавшихся ростом, силой и красотою. Устройство пиррихи, лампадодромии и эвандрии принадлежало к числу круговых литургий *.

Конные состязания также были очень разнообразны; в числе их упоминаются, например, состязания ippwn zeugei adhfagw (на паре вдоволь едящих, т. е. взрослых лошадей), zeugei pwlikw, pompikw, polemisthriw, kelhti и др. Наконец, упоминаются состязания триер (newn amilla) в Пирее, происходившие в последний день праздника.

__________

* Ср. ч. I, разд. III, гл. 25, § 3.

 

 
127

 

Музыкальные состязания рано вошли в состав Панафинейского празднества. Еще Писистратом было установлено, чтобы рапсоды исполняли на великих Панафинеях Гомеровские поэмы в определенном порядке и очереди; Перикл присоединил состязания флейтистов, игроков на кифаре (kiqaristai) и певцов с аккомпанементом кифары (kiqarwdoi); эти состязания происходили в специально для них построенном здании Wideion. Для заведования всеми состязаниями выбирались 10 aqloqetai, по одному из каждой филы, на 4 года, от одних великих Панафиней до следующих. Наградами за победы в музыкальных состязаниях служили золотые венки и денежные призы (до 600 драхм), а первому и второму победителям в гимнических и конных состязаниях — масло от священных олив (moriai) в весьма значительном количестве, в изящных, украшенных рисунками сосудах *; награда за победу в гонке триер, назначавшаяся филам, а не отдельным триерархам, состояла в известной сумме денег, часть которых отделялась для жертвоприношения Посейдону. За победу в agwn euandriaV филы получали быков ценою в 100 драхм, а отдельные победители — щиты (Арист. Аф. пол. 60).

Самую важную и блестящую часть праздника составляла происходившая 28-го числа торжественная процессия (pomph), в которой богине приносился peploV, роскошная одежда для статуи, вытканная избранными афинскими гражданками (ergastinai), по одобренному советом (позднее судебной палатой) проекту (Арист. Аф. пол. 49), под наблюдением афлофетов (ibid. 60). Работу начинали за 9 месяцев до Панафиней, в последний день месяца Пианопсиона, посвященный Афине Работнице (Erganh), избранные девочки arrhforoi (см. о них ниже, § 4). На шафранном фоне ткани изображалась битва с гигантами; где Афина является победительницей диких и враждебных богам сил, а также славные деяния из отечественной истории, где сыны Афин являли себя

__________

* Первый победитель получал впятеро более масла, чем второй; например, первый победитель в состязании безбородых в беге получал 60 амфор масла, второй — 12; первый победитель в том же состязании мальчиков — 50, второй — 10 и т. д. Самое большое количество масла (140 амфор) выдавалось за победу ippwn zeugei adhfagw. (Описание наград сохранилось в надписи С. I. А. II, 965). Несколько ваз, в которых выдавалось масло, сохранилось до наших времен; на них надписывались слова twn Aqhnhqen aqlwn eimi и имя архонта-эпонима, при котором одержана была победа. Верховное заведование панафинейскими наградами принадлежало совету и казначею военных сумм (Арист. Аф. пол. 49, 3).

 

 
128

 

достойными славы своих предков. Этот peploV развешивался в виде паруса на модели корабля и в таком виде провозился из внешнего Керамика по главным улицам и площади города в Акрополь в святилище богини. В процессии участвовал весь афинский народ со всем, что у него было прекраснейшего и почетнейшего. Жрецы и служители культа вели множество разукрашенных жертвенных животных, благороднейшие девицы несли в корзинах и сосудах священные предметы (kanhforoi), благороднейшие и красивейшие старцы шествовали с оливковыми ветвями (qalloforoi), в белых одеждах и с венками на головах; далее в процессии участвовали взрослые граждане и юноши в военном платье, с копьем и щитом, всадники в блестящем вооружении под предводительством гиппархов, наконец, все победители в предшествовавших состязаниях. Вольноотпущенники и метеки, жившие в стране богини под покровительством ее законов, также принимали участие в процессии, но лишь в служебных ролях, соответствовавших их подчиненному положению: метеки-мужчины несли сосуды с жертвенными печеньями, их жены — сосуды с водой, незамужние дочери — зонтики или стулья за знатными гражданками; на обязанности вольноотпущенников лежало украшение улиц и площади, по которым проходила процессия, дубовыми ветвями. Иностранные государства, именно афинские кблонисты и союзники, принимали участие в празднике посредством торжественных посольств (qewriai), привозивших богине дары и жертвы и также участвовавших в процессии. В V в. до Р. X., в эпоху процветания афинской гегемонии, каждый союзный город обязан был доставлять по быку и по две овцы для жертвоприношения на Панафинейском празднике. Этим торжественным жертвоприношением (ekatombh) на Акрополе заканчивалась процессия. С ее составом и пышностью можно познакомиться по сохранившимся рельефам, изваянным учениками Фидия под его ближайшим руководством и некогда украшавшим собой фризы Парфенона *. Последний день праздника с его великолепной процессией был наглядным представлением как могущества самой богини, так и доблести, процветания и богатства покровительствуемого ею народа.

Относительно ежегодных или малых Панафиней нельзя определить с полной достоверностью, в какой мере они соответствовали великим. На них также происходили состязания, только, конечно,

__________

* См. о них A. Michaelis, Der Parthenon, 1871 (текст и атлас); L. von Sybel в Baumeister's Denkmaler d. klass. Alterthums п. cл. Parthenon и др.

 

 
129

 

не столь многочисленные и разнообразные *, была и процессия и pannuciV; пеплос богине с конца IV в. также приносился ежегодно (Диод. XX, 46). С подобным описанием богослужебных обрядов, совершавшихся в малые Панафинеи, знакомит нас сохранившаяся (не вполне) надпись С. I. А. II, 163, относящаяся ко 2-й половине IV в. до Р. X. и содержащая в себе устав для ieropoioi, заведовавших этим праздником: они должны приносить одну жертву на Ареопаге почитающимся на нем божествам, другую на Акрополе — Афине как богине здравия (Aqhna Ugieia); из мяса жертвенных животных они должны отделять части пританам, архонтам, казначеям сокровищ богини, стратегам, таксиархам, устроителям процессии, канефорам, себе и всем афинянам; ночью устраивалась веселая pannuciV, а на другой день с восходом солнца — процессия, которой также заведовали ieropoioi; особые суммы назначались для покупки коров, из которых лучшие приносились в жертву Афине Победе (A. Nikh) и Афине Полиаде на ее большом алтаре, и мясо их разделялось народу по демам (kreanomia).

Второй месяц Metageitniwn получил свое название от праздника в честь Аполлона MetageitnioV (Соседского); это прозвище Аполлона, праздник и название месяца были, по-видимому, весьма древнего происхождения и встречаются не только у ионийцев, но и у дорийцев в форме PedageitnuoV. В Афинах в течение этого месяца не было особенно важных праздников.

В третьем ^месяце, носившем название Bohdromiwn (от праздника Bohdromia), совершался 5-го числа праздник поминовения усопших под именем Genesia, Nemesia (от имени богини NemesiV) или Nekusia с жертвоприношением богине Земли. На следующий день праздновалась Марафонская победа, и совершалось поминовение по убитым в этой битве воинам **. Известно, что перед битвой афиняне, моля о помощи Артемиду Агротеру, обещали принести ей в жертву по козе за каждого убитого врага, но так как убитых оказалось слишком много, то решено было ежегодно приносить в жертву по 500 коз,

__________

* Упоминаются purricistai (Лис. Речь по обвин. в лихоимстве, 1) и agwn euandria (Фукид. V, 56). На так называемых Панафинейских вазах (см. выше) чаще всего встречаются имена архонтов третьего года Олимпиад, но попадаются и вазы с именами архонтов других годов, откуда очевидно, что они выдавались и в малые Панафинеи.

** Битва произошла 17-го числа Метагитниона, но празднование победы совершалось не в самый день битвы, а было соединено с ближайшим праздником поминовения усопших и с днем, посвященным Артемиде.

 

 
130

 

что и исполнялось архонтом-полемархом 6-го Боедромиона. У Демосфена (Ол. III, 31) и в надписях упоминается вооруженная процессия (pomph en oploiV), совершавшаяся в день этого праздника. Вероятно на следующий день (7-го числа) совершался праздник Bohdromia в честь Аполлона как помощника в битвах (Ap. BohdromioV ). Самым важным праздником в Боедромионе были Eleusinia, или великие мистерии в честь Деметры, совершавшиеся в течение почти 2-х недель в городе и в Элевсине. Первая, городская половина празднеств продолжалась с 13-го по 19-е число; здесь совершались и такие празднества, которые лишь внешним образом были связаны с Элевсиниями, как, например, жертва Демократии, праздник Асклепия и др. Но обо всем этом мы скажем там, где будет речь вообще об Элевсинских мистериях (см. ниже разд. V, гл. 20, § 2).

С, Hoffmann, Panathenaikos, Cassel 1835. — Petersen, Die Feste der Pallas Athene, Ham. 1835. — H. A. Muller, Panathenaica, Bonn 1837. — Breuer, De musicis Panathenaeorum certaminibus, Bonn 1868. — Латышев, К вопросу о культе Аммона в Афинах, Журн. М. H. Пр., январь 1881.

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава