На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

121

 

§ 3. Пифийский праздник

После Олимпийского праздника второе место по блеску и значению занимал Пифийский, совершавшийся после 1-й Священной войны в Киррейской равнине близ Дельф, у подошвы Парнаса. Начало его восходит к глубокой древности (по преданию древних, музыкальные состязания в Дельфах установлены самим Аполлоном после победы его над драконом Пифоном), но ранее упомянутой войны он совершался в самих Дельфах, под надзором дельфийских жрецов, раз в 8 лет (ennaethriV), и сопровождался только состязаниями кифародов, т. е. певцов под аккомпанемент кифары, ис-

 
122

 

поднявших пэан в честь Аполлона. После взятия Кирры в Ол. 47, 3 (590 г. до Р. X.) члены дельфийской амфиктионии, ведшие войну против этого города, устроили на его земле, посвященной Аполлону, Пифийский праздник, на котором к состязанию кифародов были прибавлены aulwdiaV agwnisma kai aulwn (т. е. состязание в игре на флейте и в пении под ее аккомпанемент), гимнические и конные (agwn gumnikoV kai ippikoV), а в награду победителям были выданы ценные предметы (agwn crhmatithV) *. Период праздника был при этом оставлен прежний, т. е. восьмилетний, но уже при втором праздновании в Ол. 49, 3 (582 г. до Р. X.) он был изменен на четырехлетний (pentethriV), каковым и остался на все будущее время **. С тех пор он совершался в каждый 3-й год Олимпиады в дельфийском месяце BoukatioV, соответствовавшем аттическому Метагитниону (см. табл. в гл. 13); кроме того, ежегодно совершались в то же время малые Пифии. Заведование праздником с 590 г. перешло к амфиктионам, которые назначали и судей состязаний. При 2-м праздновании (582 г.) были отменены состязания авлодов и ценные призы, вместо которых стали раздаваться венки (agwn stefanithV). Они делались из ветвей священного лавра, росшего в Темпейской долине, куда за ними отправлялась торжественная процессия; ветви, как в Олимпии, срезывал золотым ножом мальчик благородного происхождения, имевший в живых обоих родителей. Впоследствии обычай отправляться за лавровыми ветвями, указывавший на древнюю религиозную связь Дельф с Фессалией, как кажется, был оставлен. Кроме венка победителям на Пифийских состязаниях давались яблоки и разрешалась постановка статуй.

Гимнические и конные состязания в общем соответствовали Олимпийским (хотя в частностях были некоторые отличия), но всегда занимали здесь второе место после музыкальных, между которыми на первом плане стояло исполнение так называемого Пифийского nomoV'a, т. е. композиции, составленной по определенной схеме и исполнявшейся на флейте одним солистом с аккомпанементом нескольких других музыкантов. NomoV состоял из 5 частей и должен был представлять борьбу Аполлона с Пифоном и победу над ним.

__________

* Страб. IX р. 421 и 646; Павс. X, 7, 2.

** Об этой перемене упоминает схолиаст Пиндара (Hypoth. Pyth.) Павсаний, не зная этой перемены, но зная, что второй праздник после Киррейской войны был в 582 г., относит первый к Ол. 48, 3 (586), и эту ошибку повторяет большинство новых ученых (другие относят второй праздник к 586 г.).

 

 
123

 

Вообще Пифийские состязания впоследствии были очень разнообразны. По словам Плутарха (Симп. V, 2, 1), за присоединением трагических состязаний к существовавшим прежде агонам флейтистов, кифаристов и кифародов, как бы в открытую дверь ворвалась целая толпа всевозможных музыкальных и словесных состязаний (akroamata).

J. H. Krause, Hellenica. II Th. 2 Band: Die Pythien, Nemeen und Isthmien, Leipz. 1841. — Weniger, Ueber die relig. Seite der grossen Pythien, Bresl. 1870. - Aug. Mommsen, Delphika, Leipz. 1878.

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава