На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

106

 

ГЛАВА 14. О праздниках вообще

В своей повседневной жизни, как государственной, так и частной, эллины очень часто обращались к богам с молитвами, жертвоприношениями и другими религиозными обрядами. Но кроме таких религиозных актов, обусловленных теми или другими ближайшими причинами, наиболее уважаемым божествам посвяща-

 
107

 

лись особые, периодически повторявшиеся (ежегодно или раз в несколько лет) дни, в которые в честь их для отвращения их гнева или снискания милости, совершались различные религиозные обряды и в которые люди чувствовали себя в ближайшем общении с данным божеством, чествовали и прославляли его торжественными процессиями, разными зрелищами и т. п. Такие дни назывались у эллинов eortai. Уже в Гомеровские времена, по-видимому, были правильно повторяющиеся праздники *; но у Гесиода встречается только упоминание о счастливых и несчастных днях и о посвящении божествам некоторых отдельных дней (Труды и дни, 770 cл. и 802 cл.). В исторические времена количество праздников было весьма значительно. Разумеется, не все праздники совершались одинаково торжественно (как это бывает и у нас) и не все дни, в которые тем или другим божествам совершались жертвоприношения, считались праздничными, подобно тому как и у нас богослужение совершается и в будни. Значительная часть праздников, в особенности древнейшего происхождения, была посвящена богам, как господствующим в природе силам, от которых зависели перемены времен года, фазы небесных светил, атмосферные явления, урожаи или неурожаи, одним словом, все благоприятные или неблагоприятные для человека явления природы. В других праздниках боги чествовались как устроители и покровители общественного и нравственного порядка, а иногда почитались и вместе в том и другом значении, так как в тех же силах природы древние видели и нравственные существа, то милостивые, то немилостивые к человеку. Далее совершались праздники в воспоминание исторических событий, в которых боги, как казалось, особенно наглядным образом проявили свою силу. Наконец, вследствие общего верования, что умершие люди, пребывая в подземном царстве, имели притязание не только на почетную память в потомстве, но и на дары и жертвы, кроме частных поминок в среде отдельных родов, совершались в память усопших и общественные праздники, при которых, конечно, не были забываемы и боги, правившие в подземном царстве.

Все праздники, имевшие отношение к переменам времен года или состояний погоды и к другим правильно повторявшимся явлениям природы, совершались в такие времена, которые соответствовали их значению. Так, весною почитались божества света и воскресающей жизни природы, преимущественно Аполлон и сестра его Артемида;

__________

* Од. XX, 156; XXI, 158.

 

 
108

 

в следующие затем летние месяцы господствующий в южных широтах Европы зной подавал повод к богослужебным установлениям, имевшим целью отвратить его губительное влияние от людей, животных и полевых плодов; жатва и посев сопровождались празднествами в честь Деметры и других богов-покровителей земледелия, при этом прославлялись благодеяния земледелия и связанной с ним цивилизации; сбор винограда и разные фазы виноделия подавали повод к праздникам в честь Диониса, культу которого, таким образом, была посвящена преимущественно поздняя осень и зима. Каждое отдельное явление сельской, пастушеской или мореходной жизни также сопровождалось религиозными обрядами; а так как эти явления во многих случаях были тесно связаны с определенными временами года (например, начало и конец мореплавания, выгон стад на летний корм и т. п.) и были общи более или менее значительному кругу людей, то и из этих обрядов могли возникать праздники, приуроченные к определенным пунктам в году. Празднества, связанные с мифами или прозваниями божеств, имевшими отношение к явлениям природы, совершались в то время, когда эти явления происходили под греческим небом; праздники, установленные в воспоминание исторических событий, совершались или в самый день события, или в ближайшее к нему время и т. д. Таким образом, время каждого праздника избиралось не по произволу, а определялось теми или другими вескими причинами. Само собою разумеется, что у эллинов, как и у нас, случались, кроме того, экстраординарные празднества, не повторявшиеся периодически, а совершавшиеся только однажды, например, по поводу победы, получения благоприятных известий и т. п.; особенно много поводов к ним подавали различные радостные события в частной жизни, как, например, рождение, наступление возмужалости, брак, благополучное возвращение из продолжительного путешествия, избавление от серьезной опасности и т. п. Число государственных праздников в разных государствах Эллады было различно; в Афинах, по свидетельству самих древних *, было вдвое больше праздников, нежели в других государствах. Впрочем, и про Тарант говорят, что в эпоху его процветания в нем было более праздников, нежели будней (Страб. VI, 280).

Еженедельного праздника, соответствовавшего воскресенью у христиан и субботе у евреев, у греков и римлян не было. Зато отдельные дни месяца у греков были специально посвящены тем или другим божествам, хотя не везде одним и тем же; эти дни не

__________

* Ксен. О госуд. устр. Афин. 3, 9; ср. Плат. Алкив. II, 149 е.

 

 
109

 

считались праздниками, но в них и государствами и частными лицами совершались жертвоприношения (иногда, правда, очень незначительные) тем божествам, которым они были посвящены. Причиною посвящения были обыкновенно какие-либо события из жизни богов (например, рождение и пр.), связанные с данными днями. Первый день месяца был посвящен всем богам вообще, но кроме того, нескольким в отдельности, именно богу света Аполлону, богине луны Гекате и Гермесу; второй день посвящался, по крайней мере в Афинах, доброму демону (AgaqoV daimwn), третий — Афине, как Tritogeneia; ей же был посвящен пятнадцатый день и trith fqinontoV; четвертый день был посвящен Гермесу или Гераклу, пятый — хтоническим божествам (Гес. Труды и дни, 802 сл.), шестой — Артемиде, как день ее рождения, а седьмой по той же причине Аполлону (ebdomagenhV). Восьмой день принадлежал Посейдону, а в Афинах кроме того Тесею, девятый — Гелиосу и Рее, двадцатый — снова Аполлону. Последний день посвящался опять Гекате, в честь которой вечером этого дня выставляли так называемые EkathV deipna на перекрестках, где стояли ее изображения или алтари. Три последние дня месяца были специально посвящены усопшим и подземным богам и считались в государственном и частном быту тяжелыми (apofradeV или miarai hmerai). В такие дни воздерживались по возможности от всяких дел и предприятий, и все общественные дела приостанавливались (Лук. Лжесофист. 12); в Афинах в эти дни производился только суд по делам об убийствах. Кроме того, были и другие apofradeV, иногда соединявшиеся с праздниками (например, в Афинах — Плинтерии). Указаний относительно посвящения божествам остальных дней месяца не сохранилось.

Праздничное время носило название «священномесячия», ieromhnia, хотя бы продолжалось лишь несколько дней или даже один. В продолжение иеромении останавливались все государственные и частные дела за исключением необходимейших или относившихся к самому празднику, для того, чтобы ничто не нарушало всеобщего мира и праздничного настроения. Для таких праздников, которые были посещаемы иностранцами, как, например, для Олимпийского и других общеэллинских, объявлялось через особых вестников священное перемирие (ekeceiria), иногда на довольно продолжительное время *.

__________

* Например, по свидетельству надписи С. I. А. I, 1, перемирие для празднования великих и малых Элевсиний в Афинах продолжалось по 55 дней.

 

 
110

 

Способы празднования были различны, смотря по значению праздника. Вообще можно сказать, что главными актами, с которых начинался праздник, были жертвоприношения и другие богослужебные обряды, которыми люди исполняли свой долг относительно божества и которые сопровождались иногда песнями, процессиями, играми и т. п. Затем обыкновенно начиналось веселье, пляски и пиршества, при которых забывалась обыкновенная простота и скромность повседневной жизни; были, правда, печальные праздники, которые ознаменовывались только прекращением всех обыденных дел и даже постами и воздержанием от удовольствий; но таких было немного, в большинстве же случаев праздники были временем отдыха *, веселья и всевозможных удовольствий, в которых принимали участие и женщины, покидавшие затворничество своей будничной жизни; дети освобождались на праздники от учебных занятий, рабы избавлялись от работ, а в некоторые праздники даже пользовались равенством со своими господами или услугами со стороны последних; и подобно тому, как враждующие народы в дни общих праздников прекращали военные действия, так и по гражданским законам в такие дни узники освобождались от оков, должники — от судебного преследования со стороны кредиторов и т. п., для того, чтобы никто не встречал препятствия к участию во всеобщей радости и веселье.

Праздники в честь богов, культ которых был признаваем государством, совершались на счет государственной казны и были урегулированы законами. Ближайшее заведование ими принадлежало магистратам (отдельным лицам или целым комиссиям), постоянным или временным.

С течением времени праздники у греков становились все многочисленнее и роскошнее, но эта внешняя роскошь далеко не может служить доказательством увеличения религиозности народа; напротив, на то, что не было непременной принадлежностью культа, а служило только к украшению праздника, стали смотреть как на главное и существенное, на праздники стали стекаться не ради почтения к божеству, а ради торжественных процессий, игр и других зрелищ, или для участия в праздничных пиршествах. Собственно религиозных наставлений, проповедей и т. п. при праздниках, как вообще при всех религиозных актах, у эллинов не было, и

__________

* «Боги, тронутые состраданием к человеческому роду, природою обреченному на труд, — пишет Платон (Зак. II, 653 с), — установили людям времена отдохновения от трудов в правильной последовательности праздников и сделали Муз, их главу Аполлона и Диониса участниками праздников».

 

 
111

 

все то, что приходилось видеть и слышать присутствующим на праздниках, имело скорее эстетическое влияние на них, нежели религиозное.

Jo. Meursii Graecia feriata, sive de festis Graecorum libri VI, Lugd. В 1619. - M. G. Hermann, Die Feste von Hellas historisch-philosophisch bearbeitet etc., 2 т. Berl. 1801. — D. van Stegeren, De Graecorum diebus festis в Miscell. philol. fasc. 1, Tr. ad Rhen. 1849. - Rinck, Religion d. Hellenen т. II и др. общие сочинения по богослужебным древностям.

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава