На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

60

 

§ 2. Храмовые служители

Кроме жрецов и должностных лиц по делам культа, надобностям последнего удовлетворяло еще значительное число лиц, которые или исполняли определенные обряды при отдельных празднествах и священнодействиях, или в качестве постоянных служителей при храме помогали жрецам в совершении священнодействий и заведовании храмами. Лица первого класса были избираемы обыкновенно из среды гражданской общины для отдельных священнослужений или нужд культа и, таким образом, имели с ним лишь временную связь, определявшуюся сущностью того служения, для которого каждое лицо было избрано. К таким лицам при выборе предъявлялись приблизительно такие же требования, как и к кандидатам на жреческие должности. Сюда принадлежат, главным образом, члены хоров, исполнители отдельных священных обрядов и носители различных священных предметов, символов и утвари при праздничных процессиях, чаще всего избиравшиеся из детей обоего пола, происходивших от благородных и не умерших еще родителей (paideV amfiqaleiV). Так,

 
61

 

из девочек выбирались носительницы священной утвари (kanhforoi, fialhforoi, arrhforoi), воды (udroforoi) и т. п. Иногда главным условием для выбора на такие временные должности была телесная красота; например, по рассказу Павсания (IX, 22, 1) в беотийском городе Танагре в праздник Гермеса красивейший из эфебов обходил вокруг городских стен с бараном на плечах в воспоминание того, что некогда сам бог таким образом очистил город.

Лица второго класса или постоянные храмовые служители чаще всего принадлежали к низшим сословиям граждан и исполняли свои обязанности за плату; однако служение при храме, в постоянном общении с божеством, внушало и к ним известное уважение, так что уже с древнейших времен существовали в различных государствах гражданские роды, в которых право такого служения при храме передавалось по наследству (например, в Аттике члены рода KhrukeV исполняли обязанности глашатаев при Элевсинских мистериях), а в позднейшие времена некоторые из таких должностей, в особенности должность неокоров, были даже предметом тщеславия и искательств со стороны самых выдающихся лиц в государствах, особенно в Малой Азии во времена римских императоров, когда целые города принимали титул неокора того или другого храма, конечно, особенно знаменитого или посвященного имени какого-нибудь императора. Название newkoroi или zakoroi в собственном смысле обозначало лиц, заботившихся о чистоте храма; но обыкновенно обязанности неокоров были гораздо шире: они заботились вообще об исправном содержании храмов, об украшении их во время праздников, заведовали священной утварью и т. п., так что в позднейшие времена неокоры были первыми лицами при храмах после жрецов. При значительных храмах было несколько таких служителей, и в таком случае званием newkoroV пользовался только один из них, стоявший во главе, а остальные назывались upozakoroi. Напротив, при небольших и бедных храмах неокоров вовсе не бывало, и все заведование храмом лежало на жрецах, которые в таких случаях и сами назывались иногда неокорами.

Далее, к этому классу принадлежат встречающиеся при некоторых храмах parasitoi, носившие это название потому, что они обедали вместе со жрецами или наравне с ними получали содержание из средств храма. Должностные обязанности их заключались главным образом в приеме зернового хлеба, собиравшегося с принадлежавших храму нив или жертвовавшегося в виде начатков ежегодной жатвы и т. п.; кроме того, они помогали при устройстве пиров, которыми оканчивались праздничные жертвоприношения. В Аттике параситы существовали, по-видимому, лишь при некоторых храмах.

Одно из выдающихся мест в. штате храмовых служителей занимали также глашатаи (khrukeV или ierokhrukeV), на обязанности

 
62

 

которых лежало провозглашение священного перемирия (ekeceiria) во время праздников, приглашение присутствующих к благоговейному молчанию (eufhmia) при начале священнодействия, произнесение молитв от лица присутствующих при священнодействии и т. п. Однако, кроме этих прямых обязанностей, глашатаи исполняли и многие другие, особенно в древнейшие времена (а в более поздние при таких храмах, где не было большого служебного персонала). В Гомеровских поэмах при описании жертвоприношений встречаются упоминания, что глашатаи убивают жертвенное животное, снимают с него шкуру, распластывают тушу, разводят огонь, приготовляют пир и т. п. Впоследствии при больших храмах для исполнения всех таких обязанностей были особые служители: виночерпии (oinocooi), выбиравшиеся иногда из детей благороднейших фамилий, повара и кравчие (mageiroi, qutai), курители фимиама (epiqumiatoreV), чистилыцики священной утвари (faidruntai или faiduntai), носители утвари при процессиях (ieroforoi) и т. п. Еще упомянем певцов и музыкантов (umnwdoi и umnhtriai, aulhtai, ieraulai, spondaulai), которые были необходимы для исполнения священных гимнов и песен хором или соло и, вероятно, для этих целей нарочно обучались и содержались при храмах. Некоторые из таких служителей выбирались из храмовых рабов (ierodouloi), в которых храмы так же нуждались, как и обыкновенные хозяйства. Так, например, у Еврипида Ион (в трагедии того же названия) является иеродулом Дельфийского храма, при котором он служит неокором.

J. H. Krause, Civitates neocorae sive aedituae, Lips. 1844. — Kosta, Ueber die khrukeV des Homer, Lyck. 1844. — Ostermann, De praeconibus Graecorum, Marb. 1845. — G. Buechner, De neocoria, Gissae 1888.

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава