На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

26

 

ГЛАВА 2. Алтари или жертвенники

Вследствие рано развившегося у эллинов антропоморфического представления божеств поклонение им было обставлено множеством обрядов, для которых были необходимы различные искусственные приспособления. Приписывая богам человеческие склонности и страсти, эллины, естественно, стали стараться приобрести их расположение к себе или отвратить навлеченный на себя нечестивыми поступками гнев путем различных благочестивых действий, между которыми одно из первых мест занимало принесение божествам жертв и даров. Устроенное для этой цели приспособление, носившее название рсо^ю<;, было существенной принадлежностью всякого места культа. Уже в Гомеровских поэмах неоднократно упоминаются жертвенники *. В древнейшие времена они устраивались, без сомнения, самым простым способом — из дров, которые сжигались вместе с жертвой **. Во многих местностях упоминаются жертвенники из золы, представ- лявшие собою, таким образом, продукт самих жертвоприношений ***. На вершине Ликейской горы в Аркадии, где был знаменитый культ Зевса Ликейского, алтарем служила куча земли (Павс. VIII, 38, 5). На острове Делосе был знаменитый keratwn или keratinoV bwmoV, по мифическому сказанию устроенный самим Аполлоном из рогов диких коз, убитых Артемидою, и причислявшийся к семи чудесам света ****.

Впрочем, жертвенники из указанных материалов встречаются редко; такие алтари, которые предназначались для постоянного употребления, делались обыкновенно из камня и притом были тесно

__________

* Например, Ил. I, 448; VIII, 48. 238 и 249; XI, 808; XXIII, 148; Од. Ill, 273; XXII, 334 и 379.

** Такой способ устройства жертвенника практиковался и в исторические времена в Беотии при празднике Daidala. Павс. IX, 3, 4.

*** Павсаний (V, 13, 5; 14, 6 и 8; 15, 5; IX, 11, 5) упоминает о многих таких жертвенниках в разных местностях Эллады (в Аттике такие жертвенники назывались escarai autoscediai. Павс. V, 13, 5). Он же упоминает алтарь из жертвенной крови в Дидимах (V, 13, 6).

**** Калл. Гимн к Аполл. 60 сл. См. статью Омолля в Bulletin de correspondance hellenique, т. VIII (1884).

 

 
27

 

связаны с местом культа, так что были не переносные, а неподвижные (переносные жертвенники упоминаются очень редко). Форма и величина их была весьма различна (обыкновенно они были четырехугольные, но часто встречаются и цилиндрические); они украшались венками и гирляндами, нередко иссекаемы были целиком из драгоценного мрамора с различными скульптурными украшениями по вкусу ваятеля или соответственно значению культа того божества, которому каждый алтарь был посвящен. Некоторые алтари достигали огромной величины и представляли собою величественные произведения архитектуры и скульптуры *. Ставились они обыкновенно не прямо на земле, а на возвышении из нескольких ступеней, и притом те, которые предназначались для сожжения жертв, устраивались под открытым небом для того, чтобы дым от сжигаемой жертвы мог свободно подниматься к небу; внутри храмов сожжение жертв никогда не производилось; здесь ставились только жертвенники для курения фимиама (qumiathria) и столы для приносимых божествам даров.

Вообще говоря, храмы едва ли были мыслимы без жертвенников, но жертвенники без храмов встречались очень часто: в частных домах и дворах, на акрополях, на рынках и улицах города, в присутственных местах, на дорогах, полях, вершинах гор, в священных рощах и пр. От неосвященного пространства жертвенники отделялись оградою, состоявшею или из низенькой стены (qrigkoV), или просто из цепи или веревки (periscoinisma).

Иногда один жертвенник был посвящаем нескольким богам (которые в таком случае назывались qeoi sumbwmoi или omobwmioi), или даже всем вместе. Алтари героев и подземных божеств носили специальное название escarai; они были ниже алтарей богов, ставились прямо на земле и имели отверстия для стока крови жертвенных животных в землю. Встречаются также особые «жертвенные ямы», служившие для жертвоприношений подземным божествам или героям.

__________

* Так, в Пергаме был построен Атталидами великолепный мраморный жертвенник в 40 фут. вышины с горельефным изображением борьбы богов с гигантами (Ampel. Lib. memor. 8, 14). Части его найдены при раскопках в 1879 г., и горельефы оказались великолепным произведением скульптуры (они хранятся ныне в Берлинском музее). Значительной величиной отличались также знаменитый megaV bwmoV в Дельфах и жертвенник Артемиды в Эфесе, украшенный изваяниями Праксителя. Нередко на жертвенниках вырезывались надписи, содержавшие в себе имена богов, посвящения или даже жертвенные уставы (например, I. Gr. ant. 379).

 

 
28

 

A. de Molin, De ara apud Graecos, Berl. 1884. — С. Maurer, De aris Graecorum pluribus deis in commune positis, Darmst. 1885.

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава