На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

21

 

Раздел I. МЕСТА И ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КУЛЬТА

ГЛАВА 1. Освященные культом местности

Хотя идея о вездесущии и всеведении богов не была вполне чужда эллинам *, но все-таки обыкновенное народное верование представляло их пребывающими в определенных стихиях или местностях и сообразно с этим разделяло их на богов небесных или Олимпийских, земных и подземных **. Главным местопребыванием первых считался Олимп, с которым уже в Гомеровских поэмах соединены два разные представления: он является то высокою горою в Фессалии, то небесным жилищем богов ***. Другие боги пребывают в тех стихиях,

__________

* Ср. Ил. XVI, 514; Од. IV, 379; Ксен. Пир IV, 47 (Oukoun wV men EllhneV kai barbaroi touV qeouV hgountai panta eidenai ta te onta kai ta mellonta, eudhlon и т. д.) и др.

** Иногда встречаются и более подробные подразделения, например, у Артемидора, Сонник. II, 34: famen de twn qewn touV men OlumpiouV einai, ouV kai aiqeriouV kaloumen, touV de ouraniouV, touV de epigeiouV, touV de qalassiouV, touV de potamiouV, touV de cqoniouV .

*** Как жилище богов Олимп описывается следующим образом в Од. VI, 41 cл. (по переводу Жуковского):

... светлоокая Зевсова дочь полетела

Вновь на Олимп, где обитель свою, говорят, основали

Боги, где ветры не дуют, где дождь не шумит хладоносный,

Где не подъемлет метелей зима, где безоблачный воздух

Легкой лазурью разлит и сладчайшим сияньем проникнут;

Там для богов в несказанных утехах все дни пробегают.

 

 
22

 

которые находятся в их ведении, например, в морских глубинах — Посейдон с Амфитритою, Нерей с Нереидами и др., в реках, ручьях и источниках — речные боги и нимфы, в лесах и на горах — нимфы-дриады, ореады и др., внутри земли — боги подземного мира. Но кроме этих, так сказать, постоянных жилищ у богов были, по представлению эллинов, и другие излюбленные места, в которых они с особенною охотою пребывали и где всего благосклоннее выслушивали обращаемые к ним мольбы. Это были прежде всего те места, в которых то или другое божество пользовалось наибольшим почетом, затем местности, которые считались особенно приятными божествам по своим природным свойствам или были освящены культом по разным причинам: мифическим, нравственным, политическим, историческим и др.

По природным свойствам особенно приятными божествам считались вершины гор, возвышенности, гроты, долины, леса и рощи, вообще местности тихие и удаленные от жилья. Леса и рощи своим величием, своею таинственною тенью производили возвышающее впечатление на входящего в них и возбуждали в его душе мысль о близости божества. Даже отдельно стоявшее дерево, привлекавшее к себе взоры своей величественною красотою, представлялось находящимся под особым покровительством божества. Поэтому вокруг святилищ обыкновенно разводились рощи красивых деревьев *. Гроты считались любимым местопребыванием богини Реи, а также Пана и нимф **. Источники, в особенности целебные, обыкновенно освящались культом, как находящиеся под ближайшим покровительством богов. Витрувий (I, 2, 20) прямо советует выбирать для храмов, в особенности посвященных богам здоровья, местности со здоровым климатом и в изобилии снабженные водою. Культы подземных богов и оракулы обыкновенно учреждались в таких местностях, где были в скалах или в земле расщелины, представлявшие как бы прямое сообщение с подземным миром.

Такие местности, которые считались особенно приятными богам по своим природным свойствам, конечно, предпочтительно перед другими избирались для устройства святилищ; но само собою разумеется, что такие свойства местности не были безусловно необходимы для освящения ее культом: нередко приходилось и в мест-

__________

* Ср. Ксен. Анаб. V, 3, 12; Павс. I, 21, 9; Плин. Ест. Ист. XII. 1 и др.

** Ср. описание Корикийского грота на Парнасе у Павс. X, 32, 2 и 5, или известное описание грота на Итаке в Од. XIII, 102 — 112.

 

 
23

 

ностях, не отличавшихся такими свойствами, устраивать святилища, в особенности в городах и селениях. В таком случае при выборе местности для святилища довольствовались тем, чтобы она не была недостойна божества. Аристотель (Пол. IV (VII), 11, 1) советует выбирать для святилищ преимущественно места возвышенные и защищенные от соседних частей города; точно также Сократ, по словам Ксенофонта (Восп. III, 8, 10), считал наиболее пригодными для храмов и алтарей места особенно видные и редко посещаемые.

Многие местности были освящены культом вследствие связанных с ними мифов о тех или других событиях из жизни богов, например, остров Делос как место рождения Аполлона и Артемиды, и т. п. Существовали также предания, что боги переселялись из одних местностей в другие, или в разные времена года жили в разных местах. По дельфийскому преданию, Аполлон три зимние месяца проводил в Ликии, а остальные в Дельфах. Персефона полгода проводила в подземном царстве и полгода на земле. Много было также сказаний о странствованиях Деметры, Афродиты и других богинь.

По нравственным причинам были освящаемы культом разные места, имевшие какое-либо особое значение в семейной, общественной или государственной жизни людей. Сюда прежде всего относится почитание домашнего очага как центра семейной жизни и горевшего на нем огня, который был символом богини Гестии (Весты) и даже отождествлялся с нею. Почитание этой богини выражалось в поддержании неугасимого огня на очаге, которое было священной обязанностью хозяйки дома. Кроме Гестии были почитаемы в домах и другие боги как покровители семьи и ее собственности (qeoi efestioi, mucioi, erkeioi, kthsioi; см. ниже разд. V, гл. 22). Общины и государства, подобно отдельным родам и семьям, имели своих богов-покровителей, культ которых был тесно связан с теми или другими местами и зданиями в городе, смотря по идее, которую выражало собой каждое божество. В кремле (акрополе) города находились святилища древнейших и наиболее уважаемых народом божеств-покровителей (qeoi polioucoi), так как акрополь был центром, вокруг которого развивался город. Рыночная площадь, служившая местом собраний и ежедневных сношений граждан, ставилась под покровительство особых qeoi agoraioi , святилища которых устраивались на ней *. В главном правительст-

__________

* Ср. Соф Эдип-царь, ст 161: gaiaocon t adelfean Artemin, a kukloent agoraV qronon euklea qassei.

 

 
24

 

венном здании (prutaneion) находился очаг города, при котором почиталась Гестия, как представительница идеи единства государства (Estia prutaneia или prutanitiV). В здании совета ставились алтари богам «советным» (qeoi boulaioi) — Гестии, Зевсу, Афине и др. Подобным же образом ставились под покровительство богов и считались священными границы, неприкосновенность которых принадлежит к числу установлений правильной гражданской жизни. По Платону (Зак. VIII, 842 е) неприкосновенность межевых столбов (oroi) служит первым признаком уважения к Зевсу Граничному (ZeuV orioV). Были затем боги-покровители улиц (aguieiV), в особенности Гермес, Аполлон и др.; дороги и проходящие по ним путники ставились под особую божественную защиту ввиду разных опасностей, которые могли встречаться на пути. Изображения уличных богов обыкновенно представлялись в виде четырехугольных каменных столбов с головою божества наверху (гермы). На дорогах, улицах и рынках, в особенности же на перекрестках, кроме гермов ставились еще так называемые Ekataia, т. е. изображения богини Гекаты (Ekath enodia или trioditiV) в нишах с алтарями перед ними *.

Кроме вышеуказанных причин некоторые местности становились священными вследствие связанных с ними особенных обстоятельств или исторических событий. Так, например, места сражений почитались как священные. Мы видели выше, что мифические события из жизни богов имели влияние на установление культа в той или другой местности; но в особенности можно сказать это о культе героев, который первоначально был ничем иным, как почитанием умерших, и поэтому естественным образом связан был с их гробницами. Впрочем, нужно припомнить, что не все существа, получавшие героические почести, действительно жили на земле и были где-нибудь погребены: многие герои были просто созданиями фантазии, олицетворениями тех или других явлений жизни.

Священные участки. Местности, освященные культом, с целью предохранения их от всякого осквернения были отделяемы межой или оградой от мест неосвященных, и таким образом получалось

__________

* Геката была первоначально богинею луны, но преимущественно почиталась именно как покровительница путей сообщения. Для того, чтобы символически выразить ее попечение о перекрестках, ее изображали с тремя обращенными в разные стороны лицами (Ekath trimorfoV). Ср. Овидий. Фасты. I, 141:

Ora vides Hecates in tres vergentia partes,

Servet ut in ternas compita secta vias.

 

 
25

 

то, что называется temenoV (от temnw — режу). Такой священный участок не мог быть употребляем ни для каких человеческих надобностей; в большинстве случаев он был засажен красивыми деревьями и тогда носил название alsoV *. Обыкновенно в священных участках находились храмы или алтари, но бывали temenh или alsh и без них. Иногда людям совершенно запрещался доступ в священное пространство (такие участки назывались abata), как, например, в alsoV при храме Зевса Филия в Мегалополе или в temenoV Зевса на Ликейской горе, по рассказу Павсания (VIII, 31, 2 и 38, 5). В Олимпии, по его же словам (VI, 20, 4), внутри священного округа AltiV был обнесен оградою участок со святилищем Гипподамии, в которое могли входить только женщины и то лишь однажды в год для совершения жертвоприношения. В некоторые участки не допускались даже те или другие животные.

Кроме этих, так сказать, заповедных участков были такие священные земли, которыми могли пользоваться люди для земледелия, пастьбы скота и т. п.; их принадлежность божеству выражалась в том, что получаемые с них доходы шли в пользу святилища и употреблялись на нужды культа, содержание жреческого персонала и т. п.** Были, впрочем, и такие участки, которые посвящались богам под условием оставаться совершенно необработанными; известнейший пример такого посвящения представляют земли города Крисы близ Дельф, которые после первой Священной войны были посвящены Дельфийскому Аполлону epi pash aergia. Деметре и Персефоне был посвящен вблизи Элевсина участок земли, который не мог подвергаться обработке (orgaV). Даже воды были посвящаемы богам; так, например, в Аттике у священной дороги из Афин в Элевсин были два узких, наподобие рек, морских залива (Reitoi), которые были посвящены элевсинским богиням Деметре и Коре, и никто кроме элевсинских жрецов не имел права ловить в них рыбу (Павc. I, 38, 1).

Botticher, Der Baumkult der Hellenen, Berl. 1857. — К. F. Hermann, De terminis eorumque religione apud Graecos, Gott. 1847. — E. Gerhard, De religione Hermarum, Berl 1844. — I. Wassner, De heroum apud Graecos cultu diss. Kiel 1883. - F. v. Andrian, Der Hohenkultus, Wien 1890. —

__________

* Впрочем, иногда, в особенности у поэтов, словом alsoV, обозначался и не засаженный деревьями священный участок (ср. Страб. IX, 412).

** Чаще всего они отдавались в аренду, также как и другие храмовые владения, например, дома, воды, виноградники и т. п. Сохранилось несколько надписей, содержащих в себе арендные условия.

 

 
26

 

R. Beer, Heilige Hohen d. Griechen u. Romern, Wien 1891. — I. Murr, Die Gottheit d. Griechen als Naturmacht, Innsbr. 1892.

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава