На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

260

 

§ 2. Государственные доходы

Относительно общей суммы доходов, которые получало афинское государство, мы имеем несколько показаний, относящихся к V и IV вв. до Р. X. При начале Пелопоннесской войны афиняне, по

 

261

 

словам Ксенофонта (Анаб. VII, 1, 27), получали ежегодно не менее 1000 талантов. Аристофан в 422 г. определяет сумму годового дохода в 2000 талантов (Осы, 660); такое значительное увеличение доходов объясняется тем, что в 425/4 г. дань союзников была возвышена более чем вдвое. Из приведенного в гл. 19, § 2 свидетельства о том, что Ликург в 12 лет (338 — 326) выдал на расходы 18 900 талантов, следует, что в его время ежегодный доход достигал, средним числом, до 1575 талантов; при Деметрии Фалерском ежегодный бюджет доходил еще до 1200 талантов (Афин. XII, р. 542 с). При этом само собою разумеется, что в тяжелые военные времена суммы доходов значительно сокращались.

Государственные доходы афинян (prosodoi) могут быть разделены на 4 разряда: I) telh: а) доходы с государственных имуществ и б) косвенные налоги; II) timhmata — штрафы и конфискации имуществ; III) eisfora — прямая подать и foroV — дань союзников; IV) leitourgiaii. Делят их также на внутренние и внешние (к последним принадлежит (foroV), постоянные и чрезвычайные (eisfora, epidoseiV, военные контрибуции, из литургий — триерархия), прямые и косвенные (литургии).

I. а). Доходы с государственных имуществ были обширны и разнообразны. Главной доходной статьей были Лаврийские серебряные рудники, простиравшиеся по южному берегу Аттики от Форика до Анафлиста. Они разделены были на участки, продававшиеся частным лицам, гражданам и метекам, которые вносили в казну единовременно условленную сумму и потом ежегодно 24 часть полученного дохода, причем имели право продавать и завещать свои участки. Управление рудниками было правильно организовано, существовали особые законы (metallikoi nomoi) отдачи и разработки участков. Со времен Фемистокла доходы с рудников определены были на постройку флота. Во времена Ксенофонта рудники были еще довольно богаты, но потом мало-помалу стали истощаться, так что уже в конце IV в. доходы с них были весьма сомнительны. Были в Аттике также каменоломни (известный Пентеликонский мрамор), но условия и способы их разработки неизвестны. Земли, принадлежавшие непосредственно государству (поля, леса, плантации маслины и пр.), рыбные и соляные промыслы в море, казенные дома, театры и пр. были отдаваемы в аренду на время или навсегда.

б). Косвенные налоги (пошлины) были различного рода. Имущество афинских граждан было свободно от постоянных налогов, за исключением рабов, из которых за каждого, по-видимому, платили ежегодно по 3 обола. Метеки обязаны были платить metoikion в небольшом размере, именно по 12 драхм в год каждый мужчина

 

262

 

и по 6 драхм женщина, живущая отдельно (ср. выше, гл. 20, § 2). Если принять, что в Аттике жило средним числом 10 000 метеков, то общая сумма их подати должна была достигать 20 талантов.

Торговые пошлины взимаемы были со всех предметов ввоза и вывоза как с моря, так и со стороны суши. Обыкновенно в Афинах брали 50-ю часть (h penthkosth) или 2% стоимости ввозимых и вывозимых товаров *; общая ежегодная сумма этой пошлины по одному показанию (Андок. О мист. 133) достигала 36 талантов. Кроме торговых пошлин были взимаемы еще портовые (ellimenion) и рыночные (telh agoraV), величина которых зависела от рода и ценности товаров; устав об этих пошлинах был разработан с большой тщательностью (например, пошлины с рыб определялись по их роду и величине). Особые пошлины брались еще за ввоз в городские ворота (diapulion). При всех покупках от казны покупатели платили пошлину epwnion, сумма которой зависела от ценности покупаемого: именно с ценности от 1 до 4 драхм платили 1 обол, от 5 до 50 драхм — 4 обола, от 50 до 100 драхм — 1 драхму и затем со всяких 100 драхм по 1 драхме, т. е. по 1%, почему эта же самая пошлина, как кажется, называлась ekatosth.

II. Судебные пошлины, штрафы и конфискации имуществ составляли весьма важную статью афинских доходов, потому что страсть к спорам и тяжбам, как известно, была одной из отличительных черт национального характера афинян и их суды были завалены делами. Особенно значительны были этого рода доходы во 2-й половине V в. вследствие того, что тогда Афины были местом суда для союзников (виды судебных пошлин см. гл. 23, § 4). Штрафы (timhmata), как мы уже видели выше, служили наказанием за многие преступления; величина штрафа во многих случаях была определяема судьями (agwneV timhtoi). Штраф в 1000 драхм служил наказанием за обвинение в государственном преступлении, показавшееся ложным более чем 4/5 общего числа судей. Совет и должностные лица имели право налагать штраф (epibolaV epiballein ) за неповиновение. Конфискованные имущества (dhmioprata) поступали в собственность государства и были продаваемы с аукциона.

Во избежание издержек и трудностей при взимании налогов и пошлин, государство отдавало их, за исключением дани союзников, на откуп отдельным лицам или целым обществам откупщиков (telwnai), во главе которых стояли telwnarcai или arcwnai, за-

__________

* В афинском государстве торговые пошлины были вообще ниже, чем в других греческих землях.

 

 
263

 

ключавшие контракты с советом, в ведении которого находились откупа. Откупщиками могли быть не только граждане, но и метеки, и вольноотпущенники; государство всячески поддерживало их и даже освобождало на время откупа от отбывания воинской повинности, для того чтобы они могли беспрепятственно заниматься своими делами, но зато строго взыскивало за непредставление в срок откупной суммы и вообще за неисправность, применяя к ним со всей суровостью законы относительно государственных должников, т. е. подвергая неисправных откупщиков атимии и даже личному задержанию, если совет признавал это нужным; если же сумма откупа не была уплачиваема до истечения 9 притании того года, в который уплата должна быть произведена, то она удваивалась и имущество откупщика подвергалось конфискации. В случае контрабанды откупщики конфисковали неоплаченные пошлиною товары и подавали на виновных жалобы в форме (pcwic;. Самые сборы производили особые лица, которые носили различные названия по роду собираемых ими налогов или пошлин (penthkostologoi, eikostologoi, ellimenistai).

III. Внешний доход — дань союзников (foroV) во время существования первого морского союза был важнее и значительнее внутренних. Пособия, которые добровольно доставляли на ведение войны с персами города, вошедшие в состав союза, мало-помалу обратились в обязательную дань, на которую афиняне стали смот- реть как на свою собственность. Сначала, по раскладке, сделанной Аристидом, сумма дани, которая должна была получаться ежегодно, достигала 460 талантов, потом, с 437 года, — 600, а в 425 г. сразу была возвышена до 1300 талантов *; но на деле, как видно из сохранившихся обломков списков дани, такие суммы никогда не получались; в начале Пелопоннесской войны в действительности получалось только до 400 талантов. Против городов, не плативших дани, афиняне принимали принудительные меры в виде отправления сборщиков или иногда военной экзекуции. В 413 г. афиняне, весьма нуждавшиеся тогда в средствах на ведение войны, в целях увеличения доходов с союзников заменили их дань сбором пяти-

__________

* Новая раскладка дани, совершенная законодательным путем при архонте Стратокле по предложению Фудиппа, была вырезана на камне, который сохранился до наших времен в разбитом виде, но удачно сложен немецким ученым Кёлером, который на основании его прекрасно объяснил раскладку дани. См. Ulr. Koehler, Urkunden und Untersuchungen zur Geschichte d. delisch-attischen Bundes в Abhandl, d. Berl. Akad. 1869. Самый документ помещен в С. I. А. I, 37.

 

 
264

 

процентной пошлины (eikosth) с предметов ввоза и вывоза в союзных государствах (Фук. VII, 28), но вскоре же отменили это учреждение как сложное и неудобное (оказалось необходимым посылать во все союзные города особых чиновников для наблюдения за ввозом и вывозом и для сбора пошлины) и восстановили прежнюю дань, сумма которой, однако, значительно уменьшилась вследствие отпадения многих союзников от Афин. Поэтому Алкивиад устроил потом (в 411 г.) в Хрисополе на Боспоре военную станцию для взимания пошлины в 10% (dekath) со всех товаров, провозимых через пролив как в Черное море, так и из него (Ксен. Греч. ист. I, 1, 22); этот сбор существовал до тех пор, пока пролив оставался во власти афинян. После несчастного исхода Пелопоннесской войны они лишились всех своих внешних доходов, но когда снова возродилось их могущество, боспорская пошлина была восстановлена Фрасибулом около 390 г. в размере 5% (eikosth) *, а по возобновлении союза в 377 г. снова взимались и денежные сборы с союзников (см. ниже, гл. 28, § 3).

Между экстраординарными доходами первое место занимала прямая подать (eisfora), которая взимаема была на военные надобности при затруднительном положении государства, всякий раз по особому народному определению, с граждан и метеков с таким расчетом, что более богатые люди платили не только в количественном, но и в процентном отношении более, чем беднейшие (Поллукс, VIII, 129). Раскладка производилась по Солоновским имущественным классам, но степень зажиточности уже во время Пелопоннесской войны определялась не по ежегодному доходу с поземельной собственности, а по всему недвижимому и движимому имуществу, причем в состав последнего, как кажется, включались и рабы (Исокр. Трапез. 49). Граждане сами оценивали свое имущество, но эта оценка подлежала ревизии особой должностной коллегии, носившей название oi epigrafeiV. Для внесения предложения о прямой подати необходима была adeia; от взноса ее никто не был освобождаем, не исключая сирот. Первое из сохранившихся упоминаний о сборе прямой подати (в количестве 200 талантов) относится к 428 г., когда афиняне нуждались в деньгах на осаду Митилены (Фук. III, 19).

В 377 г. при архонте Навсинике (одновременно с заключением нового морского союза) была произведена реформа в раскладке прямой подати с целью более правильного ее взимания. К сожалению, подробности новой раскладки неизвестны, так что о многом можно

__________

* См. упоминание этой eikosth в надписи С. I. А. IV, 2, 11 b.

 

 
265

 

только догадываться. Была произведена всеобщая оценка движимого и недвижимого имущества частных лиц, на основании которой они разделены были на классы с прежними (Солоновскими) названиями, хотя новые классы не соответствовали прежним, так как minimum капиталов взят был иной. Из действительного состояния каждого лица известная часть отчисляема была в податной капитал (timhma), с которого и взимаема была в виде прямой подати известная доля (например, 1/12, 1/50), каждый раз по особому расчету, сделанному счетчиками (diagrafeiV, epigrafeiV) сообразно с общей суммой подати, которую желало получить государство.

В 1-м классе, состоявшем из 300 богатейших лиц, timhma составляло 5-ю часть действительного состояния, в других, вероятно, меньшую; метеки, по-видимому, не были разделены на классы, и податной капитал как богатых, так и бедных составлял 6 часть действительного (Дем. Пр. Андрот. 61). Обложение податью начиналось, кажется, с имущества в 25 мин. Общая сумма податных капиталов по новой раскладке достигла 5750 талантов *.

Одновременно с этой реформой для удобнейшего сбора подати были устроены общества (summoriai) с таким расчетом, чтобы податные капиталы отдельных обществ были равны между собой. Во главе симморий стояли предводители (hgemoneV summoriwn, summoriarcai), которые являлись ответственными лицами перед государством и делали раскладку причитающейся суммы подати между членами симмории по особому списку (diagramma), соответственно податному капиталу каждого. Стратегам принадлежал верховный надзор над симмориями, разбор относящихся к ним тяжебных дел и председательство на суде по этим делам. О взимании подати заботилось само государство через особых сборщиков (eklogeiV) и невнесение подати влекло за собой штраф или даже конфискацию имущества. Однако, вследствие затруднений, с которыми был сопряжен этот способ взимания, он был изменен так, что в каждом деме один из богатейших граждан должен был вносить сразу всю сумму подати, причитавшуюся с его демотов, и затем взыскивал с каждого следуемую сумму. Такой предварительный взнос (proeisfora) считался литургией. Около 360 г. обязанность вносить предварительно всю сумму подати была возложена раз навсегда на 300 богатейших граждан, принадлежавших к высшему имущественному классу (Дем. Пр. Фэн. 25).

__________

* Полибий (II, 62) ошибочно говорит, что такова была тогда стоимость всего имущества жителей Аттики. На самом деле, чтобы получить ее, нужно показанную им сумму помножить minimum на 5.

 

 
266

 

Кроме прямой подати к чрезвычайным доходам принадлежали добровольные пожертвования (epidoseiV), к которым по народному постановлению были приглашаемы граждане и метеки, если государство нуждалось в средствах (на войну, защиту страны, жертвоприношения и пр.).

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава