На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

254

 

§ 5. Флот

В силу естественных условий, окруженные отовсюду морем, жители Аттики уже с древних времен должны были сделаться искусными мореплавателями и обращать большое внимание на флот (to nautikon). Фемистокл справедливо видел во флоте главную силу для борьбы с персами и особенно заботился об его увеличении; по его предложению, доходы с Лаврийских серебряных рудников были обращены на увеличение флота; совет обязан был заботиться о постройке ежегодно 20 триер, оснастка и содержание которых составляли литургию богатых граждан (trihrarcia, см. ниже, гл. 25, § 3). Эта мера так быстро подвинула вперед развитие афинского флота, что уже в битве при Саламине участвовали 200 афинских судов. Затем флот все более и более увеличивался, так что в начале Пелопоннесской войны состоял из 300 вполне годных кораблей (Фук II, 13), а общее их количество доходило до 400, так как ежегодно назначалось 400 триерархов. (Пс.-Ксен. Об аф. гос. устр. III, 4). Фукидид подробно описывает (VI, 43 cл. ) блестящее отправление в Сицилию (415 г.) афинского флота, состоявшего из 60 скороходных судов, 40 афинских и 34 союзных десантных (stratiwtideV) и, кроме того, 130 провиантных и транспортных (olkadeV, ploia); потом на подкрепление к нему было послано еще 75 судов. Весь этот флот жалким образом погиб в Сицилии; но афиняне скоро оправились от поражения, так что при Эгоспотамах (405 г.) имели уже снова 180 судов. В IV веке особенно много заботился об увеличении флота Ликург, управлявший афинскими финансами с 338 по 326 г.; при нем в афинских гаванях и верфях стояло более 400 судов. Затем уже морская сила Афин стала склоняться к упадку, а с уничтожением их политического могущества и флот их потерял всякое значение.

Первоначально военные суда были одногребные (monokrota), т. е. с одним только рядом весел числом от 20 до 100, из которых одна половина была с одной, а другая с другой стороны; по числу весел одногребные суда назывались двадцативесельными (eikosoroi), тридцативесельными (triakontoroi), пятидесятивесельными (penthkontoroi) и т. д. После Саламинской битвы стали строить и многогребные суда, т. е. с несколькими рядами весел, один ряд над другим. В афинском военном флоте главным родом судов были трехгребные галеры (trihreiV), по словам Фукидида (I, 13), изобретенные коринфянами приблизительно за три века до конца Пелопоннесской войны, а со времен Ликурга стали строиться и 4-х и 5-гребные корабли (tetrhreiV, penthreiV). В многогребных судах отверстия для весел различных рядов помещались

 

255

 

не одно над другим, а наискось, чтобы весла не задевали одно за другое; чем выше был ряд, тем тяжелее и длиннее были весла и тем труднее было ими действовать (однако каждый гребец мог легко нести свое весло по сухому пути. Фук. II, 93), почему гребцы верхних рядов получали и большее жалованье. Полное число гребцов (nautai) на триере было обыкновенно 170: в верхнем ряду 62 и в двух других по 54; гребцы верхнего ряда назывались qranitai, среднего — zeugitai, нижнего — qalamitai; они действовали веслами в такт по команде особого начальника keleusthV. Поворотами корабля управлял рулевой (kubernhthV). Кроме гребцов, на кораблях были еще матросы, управлявшие снастями (uphretai). Десантные солдаты (epibatai) в тяжелом вооружении, числом до 10 на каждом корабле, вместе с гребцами и матросами составляли экипаж корабля (plhrwma), доходивший средним числом до 200 человек *. В V в. гребцы набирались преимущественно из наемных иностранцев, метеков и рабов, тогда как в IV в. бедные граждане составляли значительную часть в общем количестве гребцов. В качестве рулевых и uphretai обыкновенно служили граждане (Фук. I, 143). Жалованье и кормовые деньги (отслрёсп.оу), которые экипаж корабля получал от триерарха, колебались от 3 оболов до драхмы в день.

Суда частью были скороходные (taceiai), употреблявшиеся для морских сражений и по своей форме обыкновенно называвшиеся nheV makrai, частью транспортные для перевозки пехотных и кавалерийских войск (oplitagwgoi, ippagwgoi) или провианта и других запасов (olkadeV). На судах для перевозки войск число матросов было по возможности меньшее, и их обязанности отчасти исполняли солдаты.

Морская тактика афинян была еще очень проста; главные маневры состояли в том, чтобы обогнуть с флангов неприятельскую линию (periplouV) или прорезать ее (diekplouV). Незначительная величина кораблей, их быстрота и поворотливость много способствовали успешному исходу сражения (например, при Саламине). При попадании старались ударом металлического клина (embolon), находившегося на носу корабля, пробить и потопить неприятельское судно или испортить весла, или брали на абордаж железными крючьями и сражались врукопашную на палубе.

Начальство над флотом. Главнокомандующими над флотом были стратеги (лишь в позднейшие времена встречаются отдельные

__________

* Гоплиты, предназначавшиеся для военных действий на суше и только перевозившиеся на кораблях, к экипажу не причислялись.

 

 
256

 

nauarcoi); они набирали морские войска и имели главный надзор за снаряжением флота, в чем им помогали особые должностные лица apostoleiV. Отдельными триерами командовали граждане, на обязанности которых лежала оснастка корабля и содержание его в течение года (триерархи). Только два государственных корабля «Парал» и «Саламиния» оснащались и содержались на государственный счет. Народ избирал для каждого из них особого казначея (Арист. Аф. пол, 61). Верфями (newria), доками (newsoikoi) и морскими арсеналами (skeuoqhkai) заведовали особые попечители верфей (epimelhtai twn newriwn), избиравшиеся жребием по одному из филы; они смотрели за сохранностью судов и всех принадлежностей флота, вели списки и счеты, отмечали состояние судов, указывали, какие необходимы исправления и кому из граждан приходится в данный год принять на себя триерархию. По этому предмету, весьма чувствительно затрагивавшему финансовые интересы граждан, часто происходили споры, судебное ведение которых входило в круг обязанностей попечителей. При попечителях находились помощники и казначеи. Неизвестно, были ли особыми чиновниками или только помощниками попечителей tamiai twn trihropoiikiwn, t. eiV ta newria, t. kremastwn; первые имели в своем распоряжении суммы на постройку кораблей, последние были учреждены для заведования корабельными снастями (kremasta — канаты, паруса и прочие снасти, кроме деревянных) с тех пор, как государство, в целях облегчения триерархии, взяло на себя поставку снастей.

Общие сочинения о военном деле: Rustow und Kochly, Geschichte d. griech. Kriegswesens, Aarau 1852; E. Hardy, Etudes mihtaires historiques. L'art de la guerre chez les anciens, Paris 1879; M. Fickelscherer, Das Kriegswesen der Alten, Leipz. 1888; H. Droysen, Die griech. Kriegsaltertumer (в новом издании К. F. Hermann's Lehrbuch d. griech. Antiquitaten, т. II), Freiburg 1889; Л. Bauer, Griech. Kriegsaltertumer (Handbuch Iw. Muller'a т. IV2, 1893).

Об афинском военном деле: Heinrichs, Der Kriegsdienst bei den Athenern. Berl. 1864; Schwartz, Ad Atheniensium rem militarem studia Thucydidea, Kiel 1877; Domeier, De re militari Atheniensium capita tria, Detm. 1885. О конниие: Lejenne Dirichlet, De equitibus Atticis, Konigsb. 1882; Л. Martin, Les cavaliers Atheniens, Paris 1886. О военном начальстве: К. Fischer, Quaestionum de praetoribus Atticis saec. V et IV specimen, Konigsb. 1881; Am. Hauuette-Besnault, Les strateges Atheniens, Paris 1885; Swoboda, Die politische Stellung der attischen Strategen, Rhein. Mus. XLV (1890). О флоте: A. Boeckh, Urkunden uber das Seewesen des att. Staates, Berl. 1840; новое издание этих документов с дополнениями в С. I. А. II, 789 — 811; Л, Cartault, La triere Athenienne, Paris 1881.

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава