На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

248

 

§ 2. Устройство и разделение войска

Хотя афиняне и не обладали столь воинственным характером, как спартанцы, и их государственное устройство не преследовало главным образом военных целей, однако в военном искусстве и они достигли высокой степени развития, так что успешно отстояли свою независимость от персов и потом приобрели весьма значительное внешнее могущество.

Указания о военном деле в Аттике до Персидских войн редки, так что подробности его нам неизвестны; можно сказать только, что до Солона оно было тесно связано с филами и их подразделениями политического характера (триттиями и навкрариями), а после Солона — с имущественными классами. Именно граждане первых 2-х классов были обязаны службой в коннице и тяжелой пехоте, зевгиты — исключительно в последней, феты — в легкой пехоте и матросами во флоте; метеки и рабы были призываемы на службу лишь в редких случаях в качестве легковооруженных и особенно матросов.

Главную силу сухопутного войска составляла пехота, численностью и устройством далеко превосходившая кавалерию. Она делилась на тяжелую (oplitai, к оборонительному вооружению которых принадлежали: шлем, панцирь, наколенники, большой щит, а к наступательному — длинное копье и меч) и легкую (yiloi, gumnoi, без

 

249

 

доспехов с легкими копьями); средину между той и другой занимали peltastai с короткими копьями, длинными мечами и легкими круглыми щитами (peltai, от которых получил и название этот род войска). Устройством и усовершенствованием этого рода пехоты афиняне обязаны полководцу Ификрату (нач. IV в.).

Конница афинская до Персидских войн вовсе не упоминается в сражениях, хотя известно, что до Клисфена каждая из 48 навкрарий обязана была поставлять по два всадника Со времен Фемистокла конница была постоянной, и число ее возросло до 300, а впоследствии (со времени Пелопоннесской войны) до 1000; кроме того, было до 200 скифских конных стрелков, которые составляли легкую кавалерию. Все граждане, принадлежавшие к классу всадников, обязаны были содержать годных к военной службе лошадей (эта ippotrofia считалась литургией) и по достижении возмужалости записываться в общий список всадников. Список этот ежегодно составляли десять katalogeiV и передавали ближайшим начальникам всадников — гиппархам и филархам, которые препровождали его в совет. Совет имел право вычеркивать из списка тех лиц, которые клятвенно подтверждали, что они не могут быть всадниками по физической слабости или по бедности. На обязанности гиппархов лежало обучение всадников приемам кавалерийской службы, а также осмотр и испытание лошадей. В конце каждого года совет производил инспекторский смотр (dokimasia) всадников и только те из них, которые выдерживали его удовлетворительно, заносились на следующий год в список всадников, состоявших на действительной службе, тогда как остальные должны были служить гоплитами. При поступлении на службу всадники получали на обзаведение денежное пособие (katastasiV), которое, впрочем, иногда возвращали при увольнении (Лис. За Мант. 6); кроме того, они получали кормовые деньги (sitoV) в размере одной драхмы в день. В мирное время конница участвовала в праздничных процессиях (особенно в Панафинейской) для придания им большого блеска и пышности. Всадники составляли политическую корпорацию и в качестве таковой иногда подтверждали своей клятвой договоры с иностранными государствами.

Со времен Клисфена и к войску применено было новое деление на 10 фил, соответственно которым пехота делилась на 10 полков (taxeiV или fulai) и конница на столько же эскадронов *. Каждый полк делился на locoi, которые еще подразделялись на десятки и

__________

* В каком отношении taxeiV находились к демам, неизвестно, хотя мы видим участие демархов при наборе войска; может быть, по демам формировались лохи, так что все граждане одного и того же дема служили в одном лохе.

 

 
250

 

полудесятки; число людей в полку и лохе не всегда было одинаково. При начале Пелопоннесской войны афиняне имели такое количество боевой силы, какого у них не было ни прежде, ни после, именно 19 000 гоплитов, из которых 13 000 были вполне годны для боевой службы в поле, и 1000 конницы. Со времен Перикла войска стали получать жалованье (о количестве его см. гл. 25, § 3) и тогда само собою должно было исчезнуть различие родов службы граждан различных классов, удерживавшееся со времен Солона.

Воинская повинность в Афинах была безусловно обязательна для всех граждан с 18 до 60-летнего возраста, за исключением лиц с телесными недостатками, препятствующими ее отбыванию, членов совета, чиновников, судохозяев и откупщиков (ateleia ek twn nomwn). Ежегодно стратеги вместе с членами совета и демархами составляли по филам список (katalogoV) граждан, достигших 18-летнего возраста, в него вносились только граждане 3-х классов (ek katalogou strateuomenoi), феты же не включались (oi exw katalogou) Старики, которым исполнилось 60 лет, были исключаемы из воинских списков. Полный каталог граждан, подлежащих воинской повинности, состоял таким образом из 42 годовых списков. Когда предстояла война, народное собрание определяло, какого возраста граждане должны быть призваны на действительную службу, причем, вероятно, соблюдалась известная очередь (diadoch); а так как в заголовке каждого годового списка ставилось имя архонта-эпонима этого года и потом призываемые возрасты были означаемы именами архонтов, то такая мобилизация называлась strateia en toiV epwnumoiV. Если же для похода не требовалось значительного количества войска, то мобилизация производилась посредством выбора нужного числа воинов из обязанных повинностью граждан разных возрастов (strateia en toiV meresi). Набор производили стратеги сообразно с постановлением народа. Списки призываемых выставлялись ко всеобщему сведению подле статуй эпонимов фил. Юноши от 18 до 20 лет и граждане старше 50-ти обыкновенно служили для обороны страны и редко были вызываемы в поле; лишь в крайних случаях призывались на службу граждане всех возрастов, числившиеся в призывных списках (pandhmei strateuein).

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава