На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

220

 

§ 2. Отдельные магистраты

Девять архонтов были высшими чиновниками в Афинах и в древности (до Клисфена) имели весьма большое значение, которое впоследствии, с развитием демократии, было в значительной степени ограничено, хотя звание архонта оставалось всегда высоким и священным *. При избрании они были подвергаемы двойной докимасии (в совете и в суде) и давали каждый отдельно клятву строго соблюдать законы и действовать неподкупно, обязываясь в

__________

* В IV в. избрание филами кандидатов на должность архонтов было заменено жеребьевкой по 10 человек из каждой филы. Из этих ста человек выбирались также жребием 9 архонтов, и их секретарь, причем обращалось внимание, чтобы в коллегии были представители всех фил.

 

 
221

 

случае нарушения ее поставить в Дельфах золотую статую (Плут. Сол. 25; Поллукс, VIII, 86). Архонты, безукоризненно прослужившие год и сдавшие отчет, поступали в число членов Ареопага. Все вместе архонты, в виде одной коллегии, действовали редко; именно, они вместе приговаривали к смерти изгнанников, возвратившихся самовольно в отечество, председательствовали при остракизме и эпихиротонии чиновников, производили жеребьевку присяжных судей и афлофетов (судей при состязаниях) и выборы военных магистратов (стратегов и других). В остальных случаях действовали отдельно эпоним, царь, полемарх и вместе 6 фесмофетов. В период господства демократии деятельность архонтов заключалась, главным образом, в председательстве в судах присяжных и в исполнении некоторых обязанностей, относившихся к государственному культу. — Первый архонт (arcwn, в позднейшие времена arcwn epwnumoV) делал распоряжения в праздники Дионисий и Фаргелий (в первом с помощью особых эпимелетов), заведовал поставкой хоров и отправлением священных посольств (на Делос и в другие места). Он заботился о сиротах и вдовах, о девицах, наследницах (о выдаче их замуж и назначении опекунов) и вообще о семейных делах граждан. На суде он председательствовал по делам, касавшимся семейного и личного права граждан и возникавшим из нравственных обязательств: при dikh agamiou (обвинение в безбрачии), dikh kakwsewV (обвинение в оскорблении родственников), по делам о дележе наследства, о сумасшествии (если, например, кто-нибудь жаловался, что его родители безумны и не могут управлять имением) и пр. Как эпоним года он имел надзор за исправностью календаря. Присутственное место его находилось на площади близ статуй эпонимов фил. — Второй архонт, basileuV, наследовавший имя и религиозные обязанности древних афинских царей, имел верховный надзор за государственным культом. В специальном его заведовании находились мистерии (в устройстве которых ему помогали 4 epimelhtai twn musthriwn), Ленейский праздник, устройство бега с факелами и гимнастических состязаний. Жена его (basilissa или basilinna) имела особые религиозные обязанности в праздник Анфестерий в честь Диониса. На суде «царь» председательствовал по делам культа и религии, как, например, о нечестии (так, Сократ был судим под председательством «царя»), споры о жречестве и пр.; он же производил следствия по делам об убийствах вследствие религиозного характера таких дел. Мелкие дела он решал своей властью, а более важные представлял Ареопагу или эфетам и присутствовал при разбирательстве дела без венка; если же дело было подсудно гелиастам, то он был председателем. Местом заседаний его был «царский

 

222

 

портик» (stoa basileioV, basilikh) на площади. — PolemarcoV с V в. до Р. X. удержал лишь некоторые следы своего прежнего значения верховного полководца; он приносил жертвы Артемиде Охотнице (Agrotera) и Эниалию как божествам войны, распоряжался надгробными состязаниями в честь павших на войне (epitafia) и приносил от лица государства геройские жертвы Гармодию и Аристогитону. Его юрисдикция простиралась на дела метеков во всех случаях, которые относились к их политическому положению в государстве или к имущественным тяжбам, а также на дела по dikh apostasiou и aprostasiou и такие частные процессы, в которых ответчиком являлся иностранец. Место его заседаний находилось за городом подле Ликея.

Эти три архонта имели равную власть и избирали себе каждый по два товарища (paredroi), которые подвергались докимасии и по окончании года службы отдавали отчет. Остальные 6 членов коллегии, носившие общее название qesmoqetai (иногда обозначавшее, впрочем, и всю коллегию) и не имевшие права выбирать себе парэдров, ежегодно производили пересмотр действующих законов и председательствовали по делам, не подлежавшим ведению первых трех архонтов или других должностных лиц (нужно помнить, что почти все чиновники имели юрисдикцию по делам, относившимся к кругу их обязанностей). В частности их юрисдикции подлежали: grafh paranomwn, eisaggelia, probolh, dokimasia, dikai apo sumbolwn, dikai metallikai, eranikai, emporikai и пр. Место заседания их называлось qesmoqesion *.

Чиновники по делам культа и нравственности. Исполнение обязанностей, относящихся к общественному культу, вверялось многим должностным лицам. Некоторые из них (как, например, ieropoioi kat eniauton) назначались на год, другие — на определенный праздник. В числе их были также десятичные коллегии. Первому и второму архонтам при заведовании празднествами помогали особые «попечители» (epimhletai twn Dionusiwn и ep. musthriwn). Устройством гимнастических и музыкальных состязаний на Панафинейском празднике заведовали aqloqetai, избиравшиеся жребием по одному из филы на 4 года (Арист. Аф. пол. 60; Поллукс, VIII, 93). Bownai, служившие по выборам, заботились о покупке жертвенных животных; их должность считалась очень почетной и, по словам лексикографов, служила ступенью к стратегии. Ieropoioi, избиравшиеся по жребию в числе 10, приготовляли все необходимое для жертвоприношений, наблюдали, чтобы жертвенные животные не имели телесных недо-

__________

* Подробное изложение прав и обязанностей архонтов находится в «Афинской политии» Аристотеля, главы 55 — 59.

 

 
223

 

статков и чтобы гадатели не употребляли обманов, вообще наблюдали за материальной стороной и порядком жертвоприношений и заведовали устройством пентетерид (т. е. празднеств, совершавшихся раз в 4 года), кроме великих Панафиней. Кроме того, при отдельных храмах для надзора за их чистотою и порядком, для заведования их сокровищницами, священными суммами и вообще экономической частью состояли особые должностные лица, называвшиеся ieropoioi, epistatai, newkoroi, tamiai и пр. Посланники по религиозным делам назывались qewroi, а отправляемые на собрания амфиктионов в Дельфы — ieromnhmoneV и pulagorai.

Некоторым чиновникам был вверен надзор за нравственностью. Так, попечители эфебов (epimelhtai twn efhbwn, также swfronistai), избиравшиеся хиротонией по одному из филы и получавшие жалованье, наблюдали за поведением молодых людей, упражнявшихся в гимнасиях. В более поздние времена (с конца IV в.) эфебами начальствовал ежегодно сменявшийся kosmhthV. Gunaikonomoi, учрежденные, вероятно, со времен Деметрия Фалерского, наблюдали за умеренностью и скромностью в образе жизни женщин, а также вообще за собраниями в частных домах по случаю свадеб и других семейных торжеств (Афин. VI р. 245 с).

Полицейские чиновники. Исполнение судебных приговоров и наблюдение за порядком и благочинием, за правильным производством торговли и промыслов, за мерами и весами, принадлежали следующим коллегиям:

1) Oi endeka (коллегия одиннадцати, состоявшая из 10 членов, избиравшихся жребием по одному из филы, и 11-го секретаря) заботились, главным образом, о тюрьмах и исполнении смертных приговоров над уголовными преступниками (почему они называются также epimelhtai twn kakourgwn, proistamenoi tou desmwthriou, desmofulakeV; paradidonai toiV endeka = передать на казнь); для исполнения этих приговоров в их распоряжении находились тюремные стражи и палачи. Они же заведовали конфискацией имуществ по решению суда (но не продажей их) и председательствовали в суде в спорных делах по конфискациям. Им самим принадлежало суммарное судопроизводство в таких случаях, где преступление было очевидно или преступник сознавался (при apagwgh, efhghsiV и endeixiV, см. ниже). Местом заседаний коллегии было судебное здание parabuston.

2) Astunomoi, городские надзиратели (по 1 из филы, 5 для Афин и 5 для Пирея), смотрели за чистотою города, порядком и приличием на улицах; поэтому им принадлежал надзор за ходячими артистами, фокусниками и тому подобными лицами, занимавшимися

 

224

 

увеселением народа, они могли арестовать и наказать их за проступки, явно нарушающие правила нравственности.

3) Agoranomoi, рыночные надзиратели (в том же числе и так же распределенные между городом и Пиреем, как и предыдущие), смотрели за мелочной (розничной) торговлей на рынках, кроме хлебной, испорченные товары изымали и уничтожали, вообще наблюдали за чистотою и порядком на рынках и за тем, чтобы при продаже не было обмана, а также принимали от иностранцев пошлину, которую они должны были платить за право торговли на рынке. Они собственной властью решали маловажные споры между покупателями и продавцами и могли на месте подвергать телесному наказанию (плетью) иностранцев и рабов, а граждан приговаривать к небольшому денежному штрафу или отдавать под арест.

4) SitofulakeV (в V в. и в начале IV — 5 в городе и 5 в Пирее, в эпоху же Аристотеля — 20 в городе и 15 в Пирее) наблюдали за производством хлебной торговли (для чего вели точные списки о количестве ввозимого хлеба), в особенности же за тем, чтобы цены на хлеб не превышали установленной таксы вследствие злоупотреблений хлебопромышленников.

5) Metronomoi в числе 10 человек (по 5 в городе и в Пирее) наблюдали за правильностью мер и весов, употребляемых продавцами.

6) За морской торговлей, привозом и вывозом товаров наблюдали 10 epimelhtai emporiou (попечители торговой гавани), между прочим, они должны были смотреть за тем, чтобы купцы согласно с законом доставляли в Афины 2/3 всего ввезенного в аттические торговые гавани хлеба *.

Служители. Для исполнения низших служебных обязанностей у магистратов были различного рода подчиненные, выбиравшиеся обыкновенно из свободных людей беднейшего класса, но иногда также из метеков, вольноотпущенников и даже рабов, за исполнение своих обязанностей они получали от казны или начальников жалованье Сюда относятся: письмоводители (upogrammateiV), которые служили чиновнику в течение года, а потом переходили к другому

__________

* Хлеб составлял весьма важный предмет заботы для афинского государства вследствие малой производительности почвы Аттики; оно принимало весьма серьезные меры к тому, чтобы хлеб всегда был дешевым. Продажа его подчинена была строгим правилам: под страхом казни воспрещалось скупать в одни руки слишком много хлеба и повышать потом цену; определен был даже maximum количества, которое один купец мог приобретать для торговли. В случае надобности избирались для закупки' хлеба (за государственный счет или с помощью добровольных пожертвований) особые sitwnai.

 

 
225

 

на ту же должность и потому знали иногда больше своих начальников и пользовались вследствие этого большим значением *; кассиры (tamiai) чиновников, глашатаи (khrukeV), люди с громкими голосами (их eufwnia испытывалась перед вступлением в должность), которые были необходимы во многих случаях по причине большого количества членов, участвовавших в государственных и частных делах; они служили при Ареопаге, совете, в народном собрании (см. выше гл. 21, § 2), при судьях, на рынке и т. д.; prometrhtai, которые мерили на рынке хлеб и прочие товары официальными мерами за плату от покупателей (вероятно, они были служителями при метрономах); часовые надзиратели в судах и многие другие низшие служители при чиновниках, по большей части выбиравшиеся из государственных рабов.

О военных и финансовых магистратах будет сказано ниже в разд. III, гл. 24 и 25-й.

Об афинских магистратах вообще: К. Fr. Hermann, De iure et auctoritate magistratuum Atheniensium, Heidelb. 1829; Headlam, Election by lot at Athens, Cambr. 1891; В. Keil, Athens Amtsjahre und Kalenderjahre im V Jahrh. Hermes 1894. О докимасии: М. Frdnkel, Att. Geschworenen-gerichte, Berl. 1878 и статья в журн. Hermes т. XIII; Thalheim, статьи в Hermes т. XIII и Jahrb. f. kl. Philol. 1879; Meier und Schoemann, Att. Process bearb. von Lipsius, Leipz. 1886. Об epibolh: Siegfried, De multa quae epibolh dicitur, Berl. 1876

Об отдельных чиновниках: Н. Sauppe, De creatione archontum Attic., Goetting. 1864; Л. Hauvette-Busnault, De archonte rege, Par. 1884; Crome, De undecimviris Atheniensium, Dusseld. 1828; R. Haderii, Die Hellenischen Astynomen und Agoranomen, vomehmlich im alten Athen, Jahrb. f. kl. Philol. Supplbd. 15 (1886).

__________

* Для того, чтобы по возможности ограничить влияние письмоводителей на магистратов, было запрещено дважды служить письмоводителем при одной и той же должности; но это, по-видимому, не всегда исполнялось. В одной надписи (С. I. А. IV, 2, 614 с) восхваляется некий Дион, неоднократно исполнявший обязанность секретаря у казначеев по закупке хлеба и государственных казначеев и снова избранный на такую же должность.

 

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава