На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

188

 

§ 3. Граждане

Число афинских граждан (Aqhnaioi) в V и IV вв. колебалось между 20 000 и 40 000 взрослых мужчин *, так что все гражданское население, с женщинами и детьми, можно принимать от 100 000 до

__________

* У Геродота в качестве круглого числа афинских граждан является всегда 30 000 (V, 97; VIII, 65). При начале Пелопоннесской войны было (Фук. II, 13) 13 000 гоплитов, т. е. граждан первых трех классов, состоявших на действительной службе, следовательно, находившихся в возрасте от 20 до 50 лет. Кроме того, в пограничных крепостях было еще 6000 гоплитов из граждан старше и младше нормального возраста (т. е. 18 — 20 и 51 — 60 лет) и из метеков. Гоплитов из метеков было в том числе 3000, как мы знаем из другого места Фукидида (II, 31). Следовательно, всех гоплитов из граждан было 16 000. Сюда надо прибавить 1000 всадников. Сообразно с этим надо положить число граждан четвертого класса приблизительно в 20 000 человек. Это было самое цветущее время афинского государства. В 332 году оказалось в Афинах 9000 человек, имевших ценз, назначенный Антипатром, т. е. не менее 2000 драхм, и 12 000, имевших менее этой суммы. В 309 г. при переписи Деметрия Фалерского оказалась также 21 000 граждан.

 

 
189

 

140 000. Между гражданами различались коренные и вновь пожалованные (poihtoi, dhmopoihtoi).

Пожалование права гражданства. Право афинского гражданства считалось драгоценным даром (dwrea) и получение его обставлено было значительными затруднениями и формальностями. По Солоновскому закону в афинскую гражданскую общину могли быть принимаемы только те из иностранцев, которые были навсегда изгнаны из родного города или со всем домом переселялись в Аттику для занятия ремеслом (Плут. Сол. 24). Но впоследствии главным условием для дарования гражданских прав ставились заслуги перед афинским государством (Дем. Пр. Неэры, 89). Новые граждане были принимаемы только по решению двух следовавших одно за другим народных собраний, причем во втором должны были участвовать minimum 6000 граждан, как при всяком другом постановлении относительно отдельного лица (nomoV ep ' andri, см. ниже). Даже окончательное решение народа могло быть отменено в течение года посредством grafh paranomwn *. С конца IV или начала III в. гарантия против приема в гражданскую общину недостойных лиц была усилена законом, чтобы за дарованием права гражданства в народном собрании следовало испытание (dokimasia thV dwreaV) перед судебной палатой, состоявшей из 501 члена, причем фесмофеты докладывали об испытании (eisagein thn dokimasian) и всякий гражданин мог представлять доводы против состоявшегося постановления, которые и разбирались судебным порядком (С. I. А. II, 223, 309 и др.).

Вновь пожалованный гражданин был вносим в списки филы, дема и фратрии (но не рода), которые он мог выбрать по собственному желанию, за исключением некоторых фратрий, доступ в которые, как кажется, по закону был закрыт для новых граждан (С. I. А. II, 115 b).

Права вновь пожалованных граждан были несколько ограничены в сравнении с правами граждан природных: сами они и их сыновья, рожденные до получения отцом права гражданства, не имели доступа к жречеству и должности архонтов, который предоставлялся только их сыновьям или внукам, рожденным от законного брака с афинскою гражданкою.

В древние времена афиняне неохотно принимали новых граждан, считая увеличение их числа вредным для государства, и только в необходимых случаях, как, например, для усиления демократии при

__________

* Пример отнятия пожалованного гражданства встречается в конце V в. Оратор Лисий, уроженец Сицилии, получил право гражданства за услуги государству при свержении 30 тиранов, но потом оно было отнято у него и дана только isoteleia.

 

 
190

 

Клисфене, ряды граждан были пополняемы сразу многими новыми лицами; в более же поздние времена пожалование гражданских прав встречалось гораздо чаще.

Иногда целые государства за оказанные афинскому народу услуги получали такие же права, какие были предоставляемы отдельным лицам. Так, эвбейцы имели право законного брака с афинянами. Жители г. Платей после его разрушения лакедемонянами получили в 426 г., по предложению Гиппократа, полные права афинского гражданства за исключением участия в родовом жречестве и доступа к архонтату. Эти права распространялись только на тех платейцев, которые были тогда налицо, остальные же могли получить гражданство только обыкновенным путем за особые заслуги (Дем. Пр. Неэры, 104).

Коренные граждане. Гражданами по рождению были законные дети (gnhsioi paideV) граждан, т. е. происходившие от законного брака афинского гражданина с гражданкой Афин или такого города, которому была предоставлена epigamia. Дети отца гражданина и матери не-гражданки считались юридически незаконными (noqoi), не были членами семьи отца, могли быть вводимы в его фратрию только посредством особого юридического акта, равного усыновлению, и имели права более ограниченные, чем законные дети, особенно относительно наследства *; однако на практике эти ограничения совершенно сглаживались, так что уже в доперикловские времена между gnhsioi и noqoi не существовало различия. Перикл, с тою целью, чтобы праздничными раздачами денег пользовалось по возможности меньшее количество людей, провел постановление (451 г.) или, вернее сказать, возобновил старый Солоновский закон, с течением времени вышедший из употребления, — чтобы гражданином афинским считался только происходивший ek duoin Aqhnaiwn (Плут. Пер. 37; Арист. Аф. пол. 26); но этот закон скоро снова перестал соблюдаться, так что сам Перикл потом доставил гражданские права своему незаконному сыну. В 403 г. закон был восстановлен по предложению Аристофонта, но без обратного действия, т. е. касался только лиц, которые родились после вступления его в силу (Афин. XIII р. 577 b; Cx. Эсх. Пр. Тим. 39).

Афинское законодательство постоянно считало семью самым твердым основанием гражданской общины и очень заботилось об ее поддержании и продолжении в непрерывной последовательности, к чему обязывала и религия в целях предупреждения гибели домашнего культа; старалось также государство поддерживать по возможности чистоту крови и сохранение имущества в отдельных родах. По этим

__________

* В V веке noqoi занимались гимнастическими .упражнениями в особом гимнасии (в Киносарге), отдельно от законных детей граждан.

 

 
191

 

причинам брак в Афинах был запрещаем только между родителями и детьми и между братьями и сестрами от одного отца и одной матери, во всех же других близких степенях родства не только не был запрещен, но даже предпочитался бракам не с родственниками и для девиц-наследниц отцовского имущества (epiklhroV) был предусмотрен в законах.

Для полной законности брака необходимо было обручение (egguhsiV), т. е. согласие kurioV'a (отца, ближайшего родственника или опекуна) невесты; в случае, если девица была наследницею отцовского имущества и из-за ее руки происходили споры между родственниками, то решение принадлежало суду, приговор которого (epidikasia) имел ту же силу, как egguhsiV. Торжественное введение молодой во фратрию мужа окончательно придавало браку его юридическое значение. Брак, заключенный без этих формальностей, считался недействительным. Конкубинат не был запрещен законом, но происходившие от него дети считались noqoi и только вследствие усыновления (при неимении у отца других законных детей) могли получать права законнорожденных.

Так как продолжение рода было предметом тщательной заботы афинян (и вообще греков), то в случае отсутствия потомства мужского пола гражданин мог усыновить себе чужого сына, который получал все имущественные и гражданские права от своего нового отца, но с прежнею его семьею он разрывал все связи и уже не мог возвратиться в нее, за исключением того случая, когда его дети оставались в семье, которою он был усыновлен, так как продолжение рода тогда считалось обеспеченным. Усыновление (eispoihsiV) совершалось посредством священного обряда, сходного с тем, которым новорожденное дитя было вводимо в семью *; в силу этого обряда приемыш получал доступ к домашнему культу своей новой семьи и становился ее членом. В случае если у гражданина, не имевшего сыновей и потому усыновлявшего себе чужого, были дочери, то одна из них обязана была сделаться женою приемыша.

Законное право наследства имели только дети, происходившие от законного брака, незаконнорожденные же, как не принадлежавшие к семье, были отстраняемы от него и после смерти отца получали только денежную сумму до 1000 драхм (noqeia), если отцом не

__________

* В 5-й день по рождении дитяти совершаема была очистительная жертва, и дитя было обносимо вокруг очага бабкою или другою женщиною в присутствии членов рода (amfidromia). Посредством этого обряда дитя поручалось покровительству домашних богов, делалось членом семьи и участником ее культа.

 

 
192

 

было сделано законного завещания в их пользу. Солонов закон, приводимый Аристофаном (Пт. 1660), позволял в случае отсутствия законных детей наследовать, помимо незаконнорожденных, ближайшим родственникам (agcisteiV).

Внесение граждан в списки. Все афинские граждане делились, как известно, на филы и демы, фратрии и роды и были записываемы в особые списки, которые велись отдельно по филам, демам, фратриям и родам. Главное значение фратрий и родов состояло в наблюдении за чистотою происхождения граждан; поэтому в списки фратрий были вносимы только законнорожденные дети (обоего пола) граждан, noqoi же могли быть записываемы только в случае усыновления их отцом и притом с известными ограничениями (epi rhtoiV), особенно относительно прав на наследство. Девушки-гражданки, вышедшие замуж, были исключаемы из фратрии отца и записываемы в фратрию мужа.

Первое внесение в списки фратрий (fraterikon grammateion) совершалось в детстве (вскоре по рождении или через 3 года) и законным временем для него был осенний праздник Apatouria, именно 3-й день его, носивший название KourewtiV. В этот день, после торжественного жертвоприношения Зевсу *, каждый отец, желавший записать дитя (eisagein eiV touV frateraV), давал клятву, что оно рождено от законной его жены, и затем члены фратрии брали камешки с алтаря Зевса и производили закрытую баллотировку, следует ли внести дитя в список фратрии; это голосование, конечно, имело значение только тогда, когда законное происхождение дитяти было сомнительно, в большинстве же случаев было только формальностью. После голосования fratriarcoV вносил дитя в список, и потом угощение, которое отцы делали членам фратрии, заканчивало торжественный обряд. В случае несогласия фратеров на внесение в список нового члена можно было аппелировать к родичам и, без сомнения, также к народному суду.

Кроме списков фратриии дети записывались в родовые списки и представлялись родичам (eisagein eiV touV gennhtaV), но эта запись не имела политического значения.

Через два года после наступления возмужалости, т. е. по достижении 18-летнего возраста, молодой гражданин признавался граждански и политически совершеннолетним и вносился как самостоятельный член гражданской общины в общинную книгу (lhxiarcikon

__________

* Говоря точнее, в этот день приносились две жертвы, из коих одна называлась meion, другая — koureion. Указания насчет различия этих двух жертв находятся в постановлении фратрии Демотионидов (С. I. А. IV, 2, 841 b); но относительно взаимного отношения и значения этих жертв мнения новых ученых расходятся.

 

 
193

 

grammateion * того дема, к которому принадлежал его отец, причем демоты подавали голоса о гражданских правах вносимого, так что акт принятия в дем считался своего рода испытанием (dokimasia) молодого гражданина. Вновь записанные давали в святилище Аглавры близ Акрополя гражданскую присягу следующего содержания: «Я не посрамлю священного оружия и не оставлю товарища в битве, буду защищать и один и со многими все священное и заветное, не уменьшу силы и славы отечества, но увеличу их, буду разумно повиноваться существующему правительству и законам, установленным и имеющим быть принятыми, а если кто будет стараться уничтожить законы или не повиноваться им, я не допущу и буду бороться против него и один и со всеми; буду также чтить отечественные святыни. В этом да будут мне свидетелями боги» **.

Со вступлением в дем молодой афинянин получал свое полное гражданское имя (состоящее из его собственного имени, имени отца в родительном падеже и названия по дему) и становился политическою личностью: он выходил из-под опеки (отца или опекунов), становился под непосредственный надзор законов, начинал пользоваться гражданскими правами за исключением таких, для которых существовали ограничения по возрасту, и обязан был исполнять гражданские повинности: он мог самостоятельно вести процессы, обязан был служить на военной службе и принимать на себя литургии. Сироты и сыновья наследниц получали право свободно распоряжаться своим наследством. Посещение народного собрания немедленно по достижении совершеннолетия было дозволено законом, но не было в обычае *** и часто было невозможно вследствие того, что молодые люди с 19 до 20-летнего возраста несли военную службу на границе Аттики в качестве peripoloi. По достижении 20 лет молодые люди вносились в особый список (pinax ekklhsiastikoV) и начинали пользоваться всеми гражданскими правами за исключением доступа к должностям и в совете, остававшегося для них закрытым еще 10 лет.

Проверка списков. Так как внесение имени известного лица в общинную книгу дема служило доказательством его принадлежности

__________

* Название это происходит оттого, что книга заключала в себе списки тех, которые имели право распоряжаться (arcein) своим имуществом (lhxiV = ousia).

** Stob. Flor. XLIII, 48; у Поллукса (VIII, 105) приводятся и имена богов, которых призывали в свидетели клятвы: Аглавра, Эниалий, Арей, Зевс, Фалло, Авксо, Гегемона. Ср. также: Ликург. Пр. Леокр. 76.

*** Из Ксен. Мемор. III, 6, 1 видно, что если юноши моложе 20 лет являлись в народное собрание и говорили к народу, то последний смеялся над ними и стаскивал с кафедры.

 

 
194

 

к гражданской общине, то было вполне естественно, что члены каждого дема имели право общим голосованием при проверке списков (diayhfisiV) очищать общину от лиц, незаконно вступивших в число граждан. Эта проверка производилась или во всех демах по распоряжению правительства, или в отдельных по каким-нибудь особым причинам, например, если lhxiarcikon grammateion или часть его была затеряна. При этом граждане каждого дема, дав предварительно клятву голосовать беспристрастно, тайно подавали (посредством листьев — (fulloforia) голоса друг о друге, правильно ли каждое лицо внесено в общинную книгу *. Всеобщая проверка была произведена в 445 г. при Перикле, причем неправильно записанные (pareggraptoi) в числе более 4000 были исключены из списков и лишены прав гражданства. Потом была произведена всеобщая проверка в 345 г. при архонте Архии. Подобная же проверка (diadikasia) делалась и во фратриях (С. I. А. II, 841 b).

Права и обязанности граждан. Права афинских граждан были чрезвычайно обширны и разнообразны в сравнении с правами не граждан; со времен Аристида вся государственная власть находилась в руках народа и всякому совершеннолетнему гражданину, не лишенному прав, был открыт доступ ко всем родам государственной деятельности: он мог участвовать в народном и законодательном собрании, быть членом совета, судьей или чиновником. Существовавшие ограничения касались только возраста и, для некоторых должностей, имущественного положения. Гражданские права, а также черты жизни и нравственности претендентов на должности были разбираемы при испытании (dokimasia, см. ниже), которое производилось после выборов с целью удостоверения, мог ли кандидат занять искомую должность. Не только граждане, но отчасти метеки и рабы пользовались в Афинах такою широкою свободою речи, как нигде в Элладе **, а равенство всех перед законом обеспечивало свободное существование и скорую и справедливую защиту от обид и притеснений.

__________

* Прежде всего решался вопрос, действительно ли вписываемые достигли законного возраста, затем — свободнорожденные ли они и законно ли их происхождение. В случае отрицательного решения им предоставлялось апеллировать в народные суды, причем демоты с своей стороны выбирали 5 человек «обвинителей». Если в народном суде проигрывали люди, право которых быть внесенными в списки граждан оспаривалось, то государство продавало их в рабство, если же выигрывали, то демоты обязаны были вписать их Составленные списки еще раз проверял совет, и если при этом в них оказывались внесенными лица моложе 18 лет, то штрафу подвергались уже демоты, внесшие их в список. (Эти подробности дает Аристотель в Аф. пол. 42.)

** ThV ElladoV pleisth estin exousia tou legein. Плат. Горг. 461 е.

 

 
195

 

С другой стороны, граждане должны были подчиняться многим обязанностям, которые с одинаковою необходимостью вытекали из их гражданского положения и иногда лежали тяжелым гнетом, в особенности на людях богатых. Государство не принуждало своих граждан к пользованию их политическими правами, и даже по жребию в должности были избираемы только те лица, которые добровольно выступали кандидатами; но военная служба была безусловно обязательна для всех граждан с 18 до 60-летнего возраста за весьма немногими исключениями, и отказ от нее влек за собой лишение прав; льгот при отбывании воинской повинности, какие существуют у нас, в Афинах не было, и военная служба была очень тяжела, особенно в V в. вследствие множества войн; для государственной карьеры гражданина военная служба имела важное значение: при докимасии кандидата на должность спрашивали, участвовал ли он в походах и служил ли там, где должен был служить. Зажиточные граждане обязаны были отправлять общественные службы (литургии), иногда весьма обременительные, и кроме того, если государство нуждалось в деньгах, граждане были облагаемы прямою податью или делали добровольные приношения.

Совокупность гражданских прав составляла честь (timh) гражданина, который и назывался epitimoV, если пользовался ими всецело. Не все, однако, граждане были epitimoi, — за различные преступления и проступки они могли подвергаться бесчестию (atimia, состоявшему в лишении всех или некоторых прав (см. разд. III, гл. 23, § 8).

С другой стороны, за особые заслуги перед государством граждане по решению народного собрания получали особые льготы и почетные права, как, например, освобождение от литургий (ateleia), почетное место на праздниках и в общественных собраниях (proedria), публичное увенчание, однократное или пожизненное угощение в пританее на государственный счет (sithsiV en prutaneiw) * и пр.

__________

* «Кормление в пританее» считалось величайшей почестью и, по преданию, вело свое происхождение еще со времен мифического царя Келея. Иногда оно давалось не только самим заслуженным гражданам, но и их потомкам (так потомки Гармодия и Аристогитона, убийц Гиппарха, постоянно пользовались этим правом; выше мы видели, что оно было предоставлено и старшим в роде потомкам оратора Ликурга). Кроме заслуженных граждан этим правом пользовались жрецы элевсинских таинств, прорицатели и пр. Лица, пользовавшиеся им постоянно, назывались aesitoi. Иностранные послы обыкновенно приглашались на один обед в пританее, на следующий день после аудиенции в народном собрании. Известно, что Сократ на суде предлагал себе вместо наказания эту .почесть за свои заслуги перед государством (Плат. Апол. 26 (36 d), Циц. Об орат. I, 54 и др.).

 

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава