На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

186

 

§ 2. Метеки

Метеки в Аттике составляли класс людей лично свободных, но не пользовавшихся правами гражданства. Широкое развитие торговли, ремесел и искусств привлекало сюда на жительство из других стран греческих и даже варварских (Ксен. О дох. II, 3) множество людей, которым афиняне оказывали радушный прием и покровительство законов. При замкнутости и обособленности отдельных греческих племен и государств, которая проявлялась во всех отношениях их друг к другу, это покровительство иностранцам в Афинах составляет факт тем более замечательный, что указывает на более

 

187

 

свободные и развитые политические взгляды афинского народа, который в предоставлении прав иностранцам видел одно из средств процветания торговли и промышленности и, следовательно, увеличения благосостояния государства. Число метеков в конце IV в. достигало 10 000 (см. выше, § 1), а в V в. было, вероятно, еще значительнее.

Лица, приезжавшие в Аттику на короткое время, назывались parepidhmoi и не были стесняемы никакими обязательствами до истечения установленного срока. Но кто оставался на более продолжительное время или на постоянное жительство, тот должен был вступить в класс метеков, выбрать себе из среды граждан покровителя (prostathV), платить установленную подать и исполнять налагаемые повинности. Покровители служили для метеков, по крайней мере формально, посредниками во всех отношениях между ними и государственными властями или перед судом, так как сами метеки не имели юридических прав. Подать метеков (to metoikion) была невелика, именно 12 драхм в год с мужчины и половина этой суммы с одинокой женщины, например, вдовы, не имевшей взрослых сыновей (женщины, жившие при муже, сыне или другом родственнике, вносившем подать, не платили ее). Метеки, не имевшие покровителя или обращавшиеся к государству без его посредства, были привлекаемы к суду (dikh aprostasiou) и в случае обвинения наказывались, вероятно, конфискацией имущества, а в случае неуплаты подати были отводимы к продавцам государственных имуществ (pwlhtai) и продаваемы в рабство.

Кроме подати метеки платили небольшую сумму за право заниматься торговлей на рынке, а также наравне с гражданами вносили прямую подать и (более богатые) отправляли литургии (см. гл. 25). Во время войн они были призываемы на действительную службу в пехоте и матросами во флоте, но в коннице не служили. При торжественных процессиях (особенно в Панафинейский праздник) они имели некоторые формальные обязанности, указывавшие на их отличие от граждан и сравнительно низкое положение: они носили священные сосуды (skafhforia) и за знатными гражданками стулья (difroforia), а их жены и дочери носили зонтики за женами и дочерьми граждан (skiadhforia). Метеки не имели права приобретать недвижимую собственность в Аттике, т. е. могли жить только на квартирах и землю брать только в аренду. Суд по делам метеков принадлежал полемарху.

Не пользуясь гражданскими правами, метеки, однако, жили в значительной свободе, занимаясь торговлей (особенно хлебная торговля

 

188

 

вся была в их руках), ремеслами * и искусствами, а иногда были весьма зажиточными людьми.

За особые услуги, оказанные государству, отдельные метеки и иностранцы (даже не жившие в Аттике) могли по народному постановлению получать особые привилегии, как, например, освобождение от подати и обязанности исполнять литургии или вообще от всех повинностей (ateleia), право приобретать дома и поземельную собственность в Аттике (egkthsiV ghV kai oikiaV, commercium), действовать самостоятельно в сношениях с государственными властями (prosodoV proV thn boulhn kai ton dhmon), далее право законного брака с афинскими гражданами (epigamia, connubium), личную и имущественную безопасность во время войны и мира, на воде и на суше и пр. Те метеки, которые обязаны были нести только одинаковые с гражданами повинности и избавлены от прочих, носили название равнообязанных (isoteleiV).

__________

* В надписях часто встречаются упоминания о метеках-ремесленниках. Официально метеки отличались от граждан формою обозначения их места жительства при имени гражданина его дем был обозначаем в форме имени прилагательного или наречия, а при имени метека место его жительства обозначаемо было словом oikwn с названием дема. Например, гражданин дема Коллита назывался KolluteuV, а метек — en Kollutw oikwn, , гражданин дема Агрилы — Agrulhqen, метек — Agrulhsin oikwn.

 

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава