На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

129

 

А. ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР РАЗВИТИЯ АФИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

ГЛАВА 15. Развитие Афинского государственного устройства с древнейших времен до Солона

§ 1. Древнейшая история страны

Философ Платон в одном из своих диалогов (Менексен, 237 b) с гордостью упоминает о том, что жители Аттики были не пришельцы, а автохтоны, что почва Аттики родная мать им, а не мачеха. По словам Фукидида (I, 2; ср. II, 36), Аттика вследствие скудости своей почвы в древности не привлекала жадности завоевателей, так что население ее не переменялось; жители других областей Эллады, принужденные вследствие войн или восстаний выселяться из отечества, стекались в Аттику, как в мирный и безопасный утолок, умножали ее население и способствовали раз-

 
130

 

витию в нем гражданственности. Геродот называет афинян древнейшим народом и единственными из эллинов, не менявшими места своего поселения (VII, 161); в другом месте (VIII, 44) он же говорит, что древнейшими жителями Аттики были пеласги, называвшиеся первоначально Kranaoi, потом Kekropidai от имени царя Кекропа *, потом 'Aqhnaioi при царе Эрехтее. Со времени же перехода предводительства к Иону, сыну Ксуфа (поселившемуся в Аттике при Эрехтее и женившемуся на дочери его Креусе), жители стали называться IwneV. Из этих преданий видно, что жители Аттики принадлежали к ионическому племени, но не сохраняли никаких воспоминаний о своем первоначальном поселении в этой стране. Это ионическое население смешалось, однако, с другими элементами, в числе которых были и негреческие; между последними новые ученые указывают особенно финикиян и карийцев. Этой смешанностью населения легко объясняется тот факт, что в исторические времена жители Аттики уже не называли себя ионийцами и даже отличались от них по языку.

Народ в Аттике с древнейших времен был разделен на 4 fulai: geleonteV, oplhteV, aigikoreiV и argadeiV (по свидетельству древних авторов, эти названия были приданы филам со времени Иона и произошли от имен его сыновей). По объяснению Плутарха (Сол 23), первые были земледельцы, вторые — воины (oplon), третьи — пастухи (aix), последние — ремесленники (ergon) **. Но это объяснение, основанное на простом созвучии слов, сомнительно. На самом деле происхождение фил не выяснено еще окончательно. Ввиду того, что филы подразделялись на фратрии и роды, связанные единством происхождения и религии, скорее всего можно считать их продуктом естественного размножения родов. Во всяком случае несомненно, что во всех филах были и знатные и простые граждане. Так как в Аттике филы уже не различались резко по месту жительства (хотя некоторые ученые и пытались приурочить их к определенным округам аттической территории), следует думать, что деление ионийцев на филы произошло еще раньше переселения их в Аттику; это подтверждается и существованием этих же самых фил у других ионийцев.

Каждая фила делилась на 3 fratriai или trittueV; каждая фратрия подразделялась в свою очередь на 30 родов (genh или

__________

* Этот мифический царь только в позднейшем предании является переселенцем из Египта, а по более древнему считался автохтоном. Время его жизни предание относит за 15 или даже более веков до Р. X.

** Вместо пастухов Страбон (VIII, 7, 1) называет жрецов; но известно, что они нигде в Греции не составляли особого сословия.

 

 
131

 

triakadeV), в которых заключалось по 30 семей, так что всех семей было 10 800 (Поллукс III, 52; VIII, 111). Эти корпорации были организованы по образцу семейного быта, и их взаимные отношения имели родственный характер, хотя уже древние говорят (Поллукс VIII, 111), что роды не означали людей, происшедших от одного родоначальника, а тем не менее, конечно, можно сказать это про фратрии. Строго определенные числовые отношения родов к фратриям и фратрий к филам также указывают на искусственность этих делений (число родов, по мнению Аристотеля, было установлено по числу дней в году). Однако же по обычаю и по закону члены одной фратрии (fratoreV) и рода (gennhtai) считались между собой родственниками. Геннеты, действительно связанные узами родства, назывались omogalakteV, (питающиеся одним и тем же молоком), все же члены родов как участники родовых культов носили название orgewneV от слова orgia — священнодействия (Поллукс III, 52 и др.).

В древнейшие времена в Аттике, как говорит предание, было 12 отдельных независимых общин, имевших собственных царей и нередко находившихся даже во вражде одна с другой *. Мифическому царю афинскому Тесею, жившему за 50 лет до Троянской войны, предание приписывает соединение (sunoikismoV) этих общин в одно афинское государство, в котором главным городом стали Афины, а прежние независимые общины сделались зависимыми от него округами; уничтожив органы государственной власти каждой общины, Тесей установил для всех одинаковые власти, один совет и один пританей в Афинах. Соединение это, кажется, обошлось не без борьбы, отголоски которой сохранились в мифических рассказах о Тесее. Насколько был важен сделанный им

__________

* Имена общин сообщает Филохор, автор III в. до Р. X. (у Страб. IX, 1, 20): Kekropia, TetrapoliV, Epakria, Dekeleia, EleusiV, Afidna, QorikoV, Braurwn, KuqeroV, SfhttoV, Khfisia. 12-ю общину составлял, вероятно, Falhron (или Pallhnh). Соединение населения Аттики в 12 общин Филохор приписывает Кекропу. Большинство названий общин совпадает с названиями городков или местечек, существовавших впоследствии в виде отдельных демов, но некоторые обнимали собою целые группы демов, именно TetrapoliV (в состав которого входили демы: Марафон, Ойноя, Трикорит и Пробалинт) и 'Epakria (состоявшая из трех демов). Такие группы или союзы демов существовали и в исторические времена, преимущественно с религиозными целями, например, tetrakwmoi, trikwmoi, mesogeioi и пр. Поэтому возможно, что самостоятельных общин было гораздо больше 12 (предания о собственных царях еще во времена Павсания существовали во многих демах. Паве. I, 31, 5) и что число 12 явилось в предании по аналогии с числом ионических городов в Малой Азии или с числом триттий в Аттике.

 

 
132

 

шаг к объединению, видно уже из того, что память о соединении поддерживалась во все историческое время праздником sunoikia *.

Далее предание говорит, что Тесей, не нарушая существовавшего деления на филы, разделил объединенный народ на 3 сословия, названные eupatridai, gewmoroi и dhmiourgoi. По объяснению Плутарха (Тес. 25), первые были люди благородного происхождения, объяснявшие законы, заведовавшие священными делами и избиравшиеся в должности; к ним причислялись преимущественно роды туземного, аттического происхождения, родственные с царским домом и жившие преимущественно в городе, почему они назывались также astoi. Геоморы (иначе называвшиеся gewrgoi, agroikoi) были мелкие землевладельцы, демиурги — ремесленники. Это деление на сословия знаменует уже новую эпоху — политического единства государства — и тем существенно отличается от деления на филы, в котором выражалось стремление к обособлению отдельных колен. Граждане всех трех сословий находились в каждой филе; из числа эвпатридов стали избираться особые предводители или цари фил (fulobasileiV) имевшие жречество и судебную власть, пределы которой, однако, нельзя определить с точностью. Хотя личность и деяния Тесея принадлежат еще всецело мифическому времени, но с его именем можно связывать начало и первую ступень политически-исторического развития Афин.

Монархическое правление в Афинах продолжалось, по преданию, до смерти царя Кодра, который пожертвовал жизнью для спасения отечества при нападении на Аттику дорийцев (1068 г. до Р. X.). Не считая никого достойным наследовать столь великодушному царю, говорит предание, афиняне решили отменить царскую власть. Действительно, у поздних авторов-хронологов ** преемник Кодра Медонт начинает собою список так называемых «пожизненных архонтов». Но Пла-

__________

* Вот что говорит о тесеевом синойкизме Фукидид (II, 15): «При Кекропе и первых царях вплоть до Тесея жители Аттики заселяли города (т. е. отдельные общины), имевшие пританеи и правителей, и, пока не представлялось какой-нибудь опасности, не сходились для совещаний к царю, но сами по себе управлялись и совещались; некоторые города иногда даже воевали друг с другом, как, например, элевсинцы с Эвмолпом во главе против Эрехтея. Когда же воцарился Тесей, умный, обладавший могуществом, он уничтожил советы и власти в других городах, всех объединил в нынешний город, указав один совет и пританей (в Афинах), и обязал жителей, владея своими участками земли, теми же, что и прежде, пользоваться (в качестве правительственного центра) одним этим городом, который вследствие того, что все стали теперь в зависимость от него, сделался велик и в таком виде был передан Тесеем его преемникам. С той поры еще и поныне афиняне совершают в честь богини (Афины) всенародное празднество Синойкий».

** Кастор у Евсевия Chron. ed. Schoene I, 183; II, 60 и др.

 

 
133

 

тон и Аристотель ничего не говорят об отмене царской власти по смерти Кодра, а в Aqhnaiwn politeia (гл. III) имеется ценное известие о том, как царская власть постепенно превращалась в простую магистратуру. Первым ограничением «унаследованной от предков» (patrioV) царской власти было, по Аристотелю, введение наряду с нею особой должности военного предводителя полемарха, к которому перешли соответственные обязанности царя. Причиной этого была неспособность некоторых царей к военному делу. Одним из древнейших полемархов был Ион (ср. Герод. VIII, 44). Вторым ограничением было учреждение еще нового магистрата архонта, состоявшееся, по преданию, либо при Медонте, либо при его преемнике Акасте. По свидетельству Аристотеля, архонты и в его время при вступлении в должность клялись «держаться присяги, данной при Акаете». Чем собственно должны были поступиться цари в пользу архонта, не совсем ясно. Аристотель говорит, что архонт не заведует никакими «отеческими» учреждениями, но что все вновь возникавшие с развитием государственной жизни полномочия поручались архонту. А так как в последующие столетия строй афинского государства значительно усложнился и, можно сказать, совсем изменился, то понятно, что с течением времени авторитет архонта все более и более возвышался и, наконец, архонт стал и официально считаться главным должностным лицом, царь — вторым и полемарх — третьим, хотя время такой перемены остается неизвестным с точностью. Возвышение власти архонта в ущерб царской власти представляется аналогичным с возвышением значения эфоров в Спарте. Архонт, подобно эфорам, был представителем аристократической общины, фактически державшей в своих руках власть и ревниво оберегавшей свое первенствующее значение *. Но афиняне, менее консервативные чем спартанцы, не только возвысили наряду с царями полемархов и архонтов, но и самую власть царскую низвели на степень простой магистратуры. Если Медонт и Акает, непосредственные (по преданию) преемники Кодра, были не пожизненными архонтами, а царями, как явствует из Аристотеля, то конечно надо признать, что при них царская власть в Афинах не была еще отменена, как и при прочих «пожизненных архонтах», список которых, в количестве 12 имен, продолжается до 753 г. до Р. X. За ними следуют так называемые «десятилетние архонты», в числе семи (753 — 683 до Р. X.). Первые четыре из этих архонтов по-прежнему происходили из Медонтидов, потомков Кодра, следующие — из других знатных родов. Распространение права избрания в десятилетние архонты на другие роды (в 713 г.) у авторов приводится

__________

* Подобным же образом в Мегарах власть царя, бывшего там и в историческое время главным магистратом, ограничивали стратеги, у молоссов — простаты.

 

 
134

 

в связи с недостойным поведением последнего Медонтида — Гиппомена. С 683/2 г. начинается список ежегодно сменяющихся архонтов. Таким образом, вследствие разноречия в предании, мы не знаем с точностью, с какого времени верховным магистратом афинским стал архонт вместо царя. Всего вероятнее — со времени введения годичного архонтства. Во всяком случае предание хронографических источников дает нам картину постепенного падения царской власти и низведения ее на степень простой магистратуры, так как пожизненных и десятилетних архонтов этого предания следует, очевидно, отождествлять с царями. Введение годичных магистратур было крупным внутренним переворотом, нанесшим последний удар старому, унаследованному от предков порядку. С этого момента афинское государство может называться республикой. С водворением нового порядка, подобно тому как и в Риме, явилась потребность в писаных законах. Для их написания, уже при годичных архонтах, следовательно, в VII веке, избрана была коллегия из шести лиц с именем qesmoqetai, задачей которой было, по словам Аристотеля, «записать законы и хранить их для суда над преступниками» *. Коллегия фесмофетов также менялась ежегодно, но дело написания законов затянулось, как и в Риме при децемвирах и, вероятно, вследствие подобных же причин. Они были записаны лишь около 620 г. при фесмофете Драконте, бывшем, вероятно, главой коллегии, после того как настоятельная необходимость иметь писаные законы почувствовалась сильнее прежнего благодаря попытке Килона и ее последствиям (см. § 2).

Все главные магистраты и фесмофеты имели в это древнее время свои особые места заседаний и самостоятельную юрисдикцию **. Царь заседал в так называемом boukoleion, близ пританея, архонт — в пританее, полемарх — в здании, называвшемся 'Epilukeion и находившемся, вероятно, вне города, фесмофеты — в qesmoqeteion. Кроме этих магистратов Аристотель упоминает уже в древнейшее время совет Ареопага (h en Areiw pagw boulh ), пополнявшийся бывшими архонтами, следивший за исполнением законов гражданами, назначавший по своему выбору годичных магистратов, бывший верховной инстанцией для большинства дел и потому пользовавшийся, конечно, громадным значением. Он произошел, вероятно, из бывшего царского совета. Члены его во все время афинской истории были пожизненными. Ареопаг пользовался высоким уважением во всей Элладе (по поэтическому преданию сами боги прибегали к его суду).

__________

* Арист. Аф. пол. 3: Qesmoqetai de polloiV usteron etesin hreqhsan, hdh kat eniauton airoumenwn taV arcaV opwV anagrayanteV ta qesmia fulattwsi proV thn twn paranomountwn krisin.

** Kurioi d hsan kai taV dikaV autoteleiV krinein kai ouc wsper nun proanakrinein. Арист. ibid.

 

 
135

 

С постепенным развитием морской торговли и промышленности и с увеличением военного могущества в Афинах явилась потребность в постоянном военном флоте и в правильной организации его снаряжения и содержания. Для этой цели Аттика была разделена на 48 округов (по 12 в каждой филе), получивших название naukrariai *. Время их учреждения с точностью неизвестно и некоторые приписывают его Солону, но упоминание их в «Афинской Политии» Аристотеля (8) как существовавших до Солона, равно и Геродотово (V, 71) упоминание о пританах навкраров в рассказе о заговоре Килона заставляют думать, что навкрарии существовали уже в древнейшую эпоху **. Наши сведения о навкрариях очень недостаточны. Из свидетельства Геродота видно, что каждая навкрария составляла корпорацию, члены которой носили название naukraroi, а во главе стоял prutaniV twn naukrarwn, а так как Аристотель сравнивает навкрарии с позднейшими демами и говорит, что Клисфен вместо навкраров учредил демархов, имевших тот же самый круг дел (Аф. пол. 21), то можно думать, что деление на навкрарии было топографическое, т. е. каждая из них занимала определенную часть аттической территории (на это же указывает сохранившееся название одной навкрарии — KoliaV). Каждая навкрария обязана была снаряжать один корабль для флота, без сомнения, вместе с экипажем, и выставлять на войну по два всадника. Пританы навкраров имели, по-видимому, значительную власть, но выражение Геродота, что они «управляли государством» во время восстания Килона, без сомнения, преувеличено. Фукидид справедливо замечает, что большая часть государственных дел находилась тогда в ведении архонтов. Древнейшие из известных нам афинских финансовых чиновников колакреты (kwlakretai от kwlon и keirw) также существовали уже в интересующую нас эпоху и находились в тесной связи с пританами навкраров и их кассой. Их имя указывает, по-видимому, на то, что они первоначально пользовались от жертв, приносившихся от лица общины, получая части жертвенных животных. Колакреты ведут свое происхождение, вероятно, еще из царской эпохи.

Таким образом, мы видим в Аттике в начале VII века строго аристократическое правление. Эвпатриды были полновластными распорядителями в государстве: они были жрецами, имели преимущественное право на занятие государственных должностей, толковали божественные и человеческие законы и решали судебные дела по своему произволу, так как письменного законодательства не было; в их же

__________

* От nauV и корня kar = kra (в гл. krainw).

** Правда, Фукидид и Плутарх, повествуя о заговоре Килона, не упоминают о пританах навкраров, но это, вероятно, потому, что они узнали о нем из других источников.

 

 
136

 

руках сосредоточена была большая часть поземельных владений и капиталов. Пользуясь своим превосходством, они сильно угнетали народ, которому теперь негде было найти покровительство и защиту, так как архонты и члены совета, сами принадлежа преимущественно к высшему сословию, действовали, конечно, в его интересах. Зависимость бедных граждан от богатых была тем более сильна, что они часто принуждены были, вследствие неурожаев или других неблагоприятных обстоятельств, занимать у богачей деньги за большие проценты и отдавали в залог свои земли, а потом и сами, в силу существовавших в Афинах жестоких законоположений о долговых обязательствах, часто вместе с детьми попадали в кабалу к эвпатридам и служили им или были продаваемы за границу. Многие бедные землевладельцы принуждены были продавать свои участки эвпатридам и затем обрабатывать их в качестве арендаторов, отдавая владельцам 5/6 получаемых продуктов *. Так явился в Аттике целый класс так называемых «шестидольников», ekthmorioi (они же назывались qhteV и pelatai).

__________

* Плутарх (Сол. 13) говорит, что шестидольники отдавали владельцам только 1/6 продуктов; но большинство новых ученых принимает свидетельство Гесихия (п. сл. ekthmoroi) и Фотия (п. сл. pelatai), которому и мы следуем в тексте.

 

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава