На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

92

 

ГЛАВА 10. Государственное устройство Спарты

§ 1. Народонаселение

1. Спартиаты, потомки дорийских завоевателей, составляли господствующее племя, которое одно пользовалось всеми гражданскими правами, было обеспечено поземельною собственностью, по законам не имело права заниматься земледелием, ремеслами и промыслами, получало общественное воспитание и участвовало в общественных обедах. Составляя лишь незначительную часть всего населения государства, спартиаты жили в городе Спарте как бы в постоянном лагере, из которого и господствовали над страною. Поэтому город Спарта был не только средоточием государства и резиденцией властей, но и настоящим государством в тесном смысле, так как только обитавшие в нем спартиаты были полноправными гражданами. Они называли себя Spartiatai (от имени города) в отличие от остального населения Лаконики, тогда как название oi Lakedaimonioi обозначало всех свободных жителей Лаконики (т. е. спартиатов и периеков) в отличие от граждан других государств. Спартиаты, без сомнения, подобно другим грекам дорийского племени, делились на 3 филы или колена: 'UlleiV, Pamfuloi и DumaneV (хотя прямых указаний на существование этих фил в Спарте пока нет). Эти филы подразделялись, вероятно, на 27 фратрий (Деметрий Скепсийский у Афин. IV р. 141). Кроме этого племенного разделения граждан было еще местное или территориальное: город Спарта делился на 5 округов (kwmai), из которых известны названия 4-х:Pitana, Limnai, Mesoa

 
93

 

и Kunooura (или Kunosoura); 5-й округ составляла, вероятно, Dumh. Еще во времена Фукидида Спарта не была городом в собственном смысле, и ее обитатели жили kata kwmaV; по древнему обычаю (Фук. I, 10). Упоминаемые в 1-й Ликурговской ретре wbai были, по всей вероятности, подразделениями местных округов.

Первоначально все граждане спартанские имели одинаковые политические права (т. е. на участие в общественных делах и должностях), почему и назывались равными (omoioi, pares); необходимым условием равноправности, даже более важным, нежели дорийское происхождение, было подчинение установленной законами дисциплине, участие в общественных столах и доставка для них известного количества съестных припасов и денег. Те граждане, которые не удовлетворяли этим условиям или одному из них (например, по бедности не могли доставлять припасов для сисситий), теряли некоторые права и получали название upomeioneV (встречающееся, впрочем, только однажды у Ксенофонта, Греч. ист. III, 3, 6). Спартиаты до времен Агиса IV весьма редко и неохотно давали не гражданам права гражданства. Некоторые позднейшие авторы (например, Плут. Др. обычаи спарт. р. 238 е и др.) говорят, что всякий, даже иностранец, мог сделаться omoioV, стоило ему только получить спартанское воспитание. Но это едва ли верно. Эту возможность исключала известная спартанская xenhlasia, вследствие которой чужестранцы не могли даже жить долго в Спарте, не говоря уже о возможности приобрести там земельное владение. Право земельной собственности во всех греческих государствах давалось чужеземцам только за особо важные заслуги *.

2. Периеки. Потомки прежних жителей Лаконики, большей частью ахейского племени, назывались perioikoi. За ними сохранена была личная свобода, владение земельной собственностью и общинное самоуправление (в каких размерах, неизвестно); но политическими правами они не пользовались, не могли вступать в брачные союзы с спартиатами и обязаны были платить им денежную подать. Все периеки несли воинскую повинность в качестве гоплитов, легковооруженных или мастеровых и иногда достигали даже начальнических должностей в войске. В военном строю они становились отдельно от спартиатов; скириты, жившие в дикой горной области по верхнему течению Эврота, всегда занимали почетное место на левом фланге (Фук. V, 67), откуда можно заключить, что они пользовались большими правами, нежели остальные. Уже в Платейской битве число

__________

* О числе спартиатов см. ниже гл. 12.

 

 
94

 

периеков-гоплитов было одинаково с числом спартиатов (по 5000, Герод. IX, 28); впоследствии же, с уменьшением числа граждан, периеки обыкновенно составляли более значительный контингент в войске, нежели сами спартиаты, и воинская повинность для них становилась все тяжелее. Это была одна из причин постепенно возраставшего недовольства периеков. Вообще они особенным патриотизмом не отличались и иногда принимали сторону врагов Спарты.

Периеки жили в многочисленных мелких городах Лаконики, кроме самой Спарты, где они не могли жить. (После завоевания Мессении ее жители также обращены были в положение периеков.) Они занимались земледелием, торговлею, мореплаванием, ремеслами и нередко достигали значительного благосостояния *. Надзор за периеками возлагался на особых чиновников — гармостов (см. ниже, разд. II, гл. 10, § 2).

3. Илоты ** были потомки древнейших жителей Лаконики, обращенных в рабство вследствие особенно сильного сопротивления при вторжении дорийцев или вследствие позднейших восстаний. Усмиренные силою оружия, они лишены были своей земельной собственности, которую победители разделили между собою, и обращены в государственных крепостных.

Они считались собственностью государства, и потому частные лица, на участках коих они жили, не могли распоряжаться ими совершенно произвольно: не имели права продавать их за пределы страны, лишать жизни и отпускать на волю. Илоты собственными средствами обрабатывали поля своих господ и обязаны были ежегодно доставлять им определенное количество зернового хлеба (82 медимна с участка), масла и вина (сколько именно, неизвестно), остальное же обращали в свою пользу. Они составляли также домашнюю прислугу своих господ и оруженосцев на войне, где к тому же служили легковооруженными и матросами во флоте, а иногда и гоплитами.

__________

* Исократ говорит (Панаф. 178 cл.), что места жительства периеков только по имени назывались городами, а на деле были беднее афинских демов, что спартиаты лишили их всех прав, присущих свободным людям, и обращались с ними как с рабами и пр. Но кажется, что тягость положения периеков несколько преувеличена Исократом.

** Относительно происхождения названия eilwteV встречается разногласие уже у древних авторов, как и у новых ученых: одни производят его от имени г. Гелоса, жители которого были обращены в рабство за жестокое сопротивление при завоевании, другие от cл. eloV — болото, низменность, вероятнее же всего название происходит от корня el (airew, eilon — брать; ср. лат. mancipium от manu сареге).

 

 
95

 

Число илотов было очень велико, хотя и не может быть определено с точностью; можно думать, что в цветущее время Спарты их было до 200000, а вместе с периеками за 370 000 *. Такое громадное количество илотов было обременительно для государства, тем более, что они, естественно, смотрели на своих господ, как на врагов и притеснителей, и всегда готовы были восставать против них. Спартиаты, понимая это, относились к ним подозрительно и старались предупредить всякие попытки к восстанию; с этой целью была организована тайная полиция (krupteia) из молодых спартиатов, которые с оружием в руках рассылались по всей стране для наблюдения за илотами и имели право безнаказанно убивать на месте тех из них, которые казались почему-либо подозрительными; при этом, конечно, могли страдать и невинные, что и дало повод некоторым авторам видеть в криптии тайную войну против илотов, во время которой все встречные илоты без разбора были предаваемы смерти (Плут. Лик. 28). Криптия преследовала и другую цель, — приучение молодых спартиатов к трудам и лишениям военной жизни, к выносливости, хитрости и ловкости, необходимым на войне, и ознакомление с местностью и нравами жителей (Плат. Зак. р. 633). В более поздние времена жестокость криптии усилилась. Вообще спартиаты, видя в каждом илоте врага, не задумывались употреблять против них всякие средства, так что положение их было очень тяжело.

Доступ к свободе не был совершенно закрыт для илотов: они могли получать ее от государства в награду за военную службу или другие услуги, а также иногда за известную сумму денег (так, при Клеомене III 6000 илотов выкупились на волю за деньги). Освобожденные илоты носили название neodamwdeiV и составляли особый класс населения; их правовое положение нам неизвестно, кроме того, что они обязаны были воинской повинностью и часто служили гоплитами.

Граждане имели право выбирать лучших мальчиков из периеков и илотов в товарищи для своих сыновей и воспитывать вместе с ними. Пройдя таким образом спартанскую дисциплину, эти молодые люди (moqwneV, moqakeV) получали свободу, а лучшие из них, отличившиеся храбростью или заслугами, даже все гражданские права. Вероятно, мофоны были по большей части незаконные сыновья граждан и илоток.

__________

* По показанию Геродота (IX, 28) в Платейской битве при каждом из 5000 спартиатов было по 7 илотов.

 

 

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава