На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава

 

 

 
60

 

§ 3. Немецкая историческая наука об античности

Родоначальниками историко-критического метода не случайно стали представители германской науки. Германская историческая наука об античности в первой половине XIX в. начинает выходить на первое место в Западной Европе. Немецкая историография продолжала развивать традиции немецкого Просвещения второй половины XVIII в. с его глубоким интересом к культурным и историко-филосовским проблемам всемирной и античной истории. С другой стороны, в ней была сильна струя так называемой романтической историографии с ее фундаментальными идеями органического развития и народного духа. Рассматривая античность как своего рода идеал гражданского общества, немецкие мыслители, как правило, идеализировали древних греков и римлян, и эта идеализация являлась характерной особенностью немец-

   
 
61

 

кой науки о древности. К тому же германская наука опиралась на богатые традиции классической филологии и антикваров, что вместе с давним интересом к культурно-философским проблемам способствовало подъему германской исторической науки и ее высокому уровню в масштабах Европы.

Немецкая историография античности этого времени дала несколько первоклассных ученых, деятельность которых оказала большое воздействие на дальнейшее развитие науки. О двух из них — Фридрихе Августе Вольфе и Георге Бартольде Нибуре — уже было сказано.

Выдающимся ученым XIX в. являлся ученик Вольфа — Август Бек (1785 — 1867), профессор университета в Берлине. Его крупной заслугой было знаменитое издание «Корпуса греческих надписей», которое заложило основы греческой эпиграфики. Бек ввел в научный оборот новый материал надписей, обычно слабо использованных ранее для целей исторического исследования, и дал образец исторического исследования, основанного преимущественно на этом виде источника. Предметом своего изучения он взял малопопулярную в научной литературе того времени тему — финансовое хозяйство Афин. Результатом было издание капитального труда в трех томах «Государственное хозяйство афинян» (1817). Бек положил в его основу данные надписей, подробно исследовав заработную плату, цены .на предметы первой необходимости, налоги обычные и чрезвычайные, взносы союзников, ростовщические проценты, разные статьи государственных расходов. По новизне темы (экономической), ее изучению на основе эпиграфического материала, по тщательности его анализа, стремлению взглянуть на древних греков с точки зрения их повседневной жизни, труд Бека позволил до известной степени преодолеть обычную идеализацию греческого общества и явился выдающимся событием в историографии XIX в. Как всякая новаторская работа, он вызвал недовольство консервативного направления в германской филологии, представленного Г. Гepманом, полагавшим, что своим интересом к повседневной экономической жизни Бек подрывает традиционное понимание классической филологии, призванной по его мнению, изучать только текстика, не реальную жизнь античных народов.

Отстаивая широкое понимание предмета классической филологии как направленной на изучение разных сторон

   
 
62

 

жизни древних, т. е. понимая ее как историю в широком смысле этого слова, Бек создал ряд других крупных трудов. Ему принадлежат исследования в области античной метрологии (1838) и календаря — (1855 и 1859). важные для развития вспомогательных исторических дисциплин, а также синтетический труд по классической филологии в целом — «Энциклопедия, и методология филологических наук» (1877), где подытожены его многочисленные исследования.

Необычайно плодотворной оказалась также профессорская деятельность Бека, который воспитал из своих учеников выдающихся ученых — Карла Мюллера, Вильгельма Дройзена, Эрнста Курциуса, Макса Дункера и др., поднявших германскую науку на новую ступень.

Любимым учеником Бека был Карл Готфрид Мюллер (1797 — 1840), научное творчество которого поражает широким кругом интересов. Он один из первых обратился к монографическому изучению отдельных греческих племен и городов, написал книги по истории острова Эгины (1817), города Орхомена (1820) и особенно известный труд в двух томах о дорийцах (1824), которых он считал наиболее полными выразителями греческого гения. Предметом тщательного изучения Мюллера была греческая мифология Написанное им «Введение в научную мифологию» (1825} сразу же привлекло к себе внимание ученых. Перу Мюллера принадлежат также капитальные исследования в области классической археологии — «Руководство по археологии искусства» (1830) и «Памятники античного искусства» (1832). Одним из известных трудов Мюллера стало его оригинальное исследование в двух томах об этрусках (1828), которое в более поздней переработке О. Дееке сохраняет научное значение до сих пор. Как представитель классической филологии, Мюллер не мог обойти основные проблемы древнегреческой литературы и выпустил обобщающий труд «История греческой литературы» в двух томах (1841), где дал исследование не только художественной литературы, но и исторических, публицистических и философских произведений, анализируя их на богатом фоне духовной жизни древних греков.

Выдающимся учеником Бека был знаменитый Иоганн Густав Дройзен (1808 — 1884). Европейскую славу ему принес труд, оказавший большое воздействие на все дальнейшее развитие историографии Древней Греции, —

   
 
63

 

3-томная «История эллинизма» (1833 — 1843). Успешно применяя достижения историко-критического метода, Дройзен дал тщательное исследование одного из самых запутанных и неясных периодов греческой истории, а именно времени, начавшегося после восточных походов Александра Македонского и закончившегося римским завоеванием Восточного Средиземноморья. Большая часть историков считала, что это период непрерывного упадка и вырождения греческой культуры, некое полуварварское состояние, и старалась не фиксировать на нем своего внимания. Сам Нибур в курсе истории Греции хотя и проводил изложение до II в. до н.э., однако так и не мог дать систематической картины этого времени и прямо говорил, что не понимает его.

Дройзен же, обработав огромный фактический .материал, определил особый характер данного исторического периода, который он назвал термином «эллинизм» в отличие от «эллинства», и считал его особенностью соединение греческих и восточных культурных начал. Он разобрался в сложных политических взаимоотношениях эллинистических государств, .дал их периодизацию, набросал яркие характеристики ведущих политических. деятелей. После этого труда Дройзена история Древней Греции обрела новое качество; она теперь имела своего рода закономерное завершение в истории эллинизма, как бы связывавшего историю классической Греции с историей Римской державы. Открывалась интереснейшая эллинистическая цивилизация. Несмотря на все недостатки — внимание к внешнеполитической, истории, идеализация Александра Македонского, некоторые риторичность и субъективизм в изложении, — «История эллинизма» Дройзена явилась одним из основных трудов в историографии XIX в. C 50-х годов Дройзен начал заниматься историей Пруссии, став одним из столпов так называемой младогерманской школы историков, поклонников прусского милитаризма и немецкою шовинизма.

   

 

   

 

На главную страницу ОглавлениеПредыдущая главаСледующая глава