 |
532 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отмеченный основателями и классиками марксизма образцовый и
высоко типический характер созданных древними греками философских
построений и гипотез сделал то, что идеи античной философии продолжали
жить, влиять и воздействовать далеко за пределами того ограниченного
исторического мира, внутри которого эти идеи были впервые высказаны
и получили первое развитие. Материалистическая и идеалистическая
традиции античной философии, — «линия Демокрита» и «линия Платона»
с силой, различной для каждой из них, в различных исторических
условиях оказывают влияние на развитие философской мысли феодального
общества и общества капиталистического и в начальной и в зрелой
фазах их существования. В первые века формирования
|
|
|
533 |
феодализма, когда в странах Европы связь с античной философией
поддерживалась главным образом в форме связи с традицией неоплатонизма,
действовавшей через Августина, Лже-Дионисия Ареопагита, а позже
— в IX в. н. э. — через Иоанна Скота (Эригену), значительнейшие
результаты античной философии сохранялись в странах Переднего
Востока, в странах Кавказа и Закавказья — в литературном наследии
Аристотеля, которое было в Сирии переведено и было предметом изучения,
— в то время как на Западе к этому времени была утрачена большая
часть основных сочинений Аристотеля, философских и даже логических.
Все же и в странах Запада ранняя схоластика училась логике .по
Аристотелю, Порфирию и их интерпретаторам. В XI в. в Париже среди
схоластиков началась борьба по вопросу о реальности общего и об
отношении общего к единичному. Ее участники черпали теоретическую
опору в тех точках зрения по этому вопросу, которые были развиты
в античной философии киниками (Антисфен), Платоном и Аристотелем.
До конца XII в. преобладающее влияние оказывали Платон и неоплатоники.
С конца XII и начала XIII в. усиливается влияние Аристотеля. В
странах арабской и арабоязычной культуры в эпоху расцвета арабских
халифатов Аристотель был признан мудрейшим и авторитетнейшим учителем
философии и науки, его. сочинения были переведены на арабский
язык, а арабские ученые написали к ним ряд научных комментариев.
С середины XII в. начинают появляться в переводах на латинский
язык — язык западноевропейской науки того времени — не известные
дотоле в Европе сочинения Аристотеля.
Переводили их с арабских переводов, а не с греческих оригиналов.
А так как арабские переводы обычно были интерпретирующими переводами
— в духе неоплатонизма, — то при их переводах на латинский язык
и в комментариях к ним часто возникали значительные неточности
и даже грубые ошибки. В результате усилилось влияние неоплатонизма
на схоластику. Центрами переводческой деятельности были в Испании
Толедо, в Англии — культурная среда, сгруппировавшаяся вокруг
Роберта Большой Головы, в Италии — дворы королей Неаполя и Сицилии
Фридриха II (XIII в.). и его сына Манфреда, а при папе Урбане
IV — также и папский двор. Таким путем произошло важное по своим
|
|
|
534 |
результатам для Запада ознакомление с естественнонаучными сочинениями
Аристотеля, с его трактатами по вопросам зоологии, астрономии,
физики, с его «Метафизикой», с сочинением «О душе», с его этическими
сочинениями. Кроме того, переводились сочинения греческих неоплатоников.
После непродолжительного сопротивления Аристотель был признан
учителем философии и науки также и в западноевропейских университетах
— на факультетах свободных искусств, — и его влияние значительно
возобладало над влиянием Платона. Однако приобрести это свое значение
Аристотель смог только после того, как схоластика взяла из его
учений и выдвинула на первый план те положения и теории, которые
возможно было согласовать с догмами христианского католического
богословия. Это были, в первую очередь, учение о едином боге,
неподвижном внемировом перводвигателе вселенной, и геоцентрическая
космология, подчиненная принципу целесообразности. На основе адаптированного
схоластикой Аристотеля построили свои системы Альберт и Фома Аквинский.
Однако, наряду с теми формами аристотелизма, которые допускали
согласование с доктринами мусульманской и христианской религии,
в учении Аристотеля заключалось важнейшее содержание, которым
питались в рамках самой схоластики освободительные тенденции мысли.
Знаменитый арабский аристотелик Аверроэс (Ибн-Рушд) развил, опираясь
на Аристотеля, учение о едином, общем для всех людей разуме и
выдвинул тезис о независимом от религиозного авторитета исследовании
вопросов философии. Проводником этих учений в парижском университете
стал в XIII в. знаменитый преподаватель факультета «свободных
искусств» Сигер из Брабанта. Крушение Византии, павшей в середине
XV в. под ударами турок, имело следствием переселение многих византийских
ученых в Италию и в другие города Запада, куда они принесли с
собой не только рукописи античной философии на греческом языке,
но и блестящую филологическую ученость, позволившую им приступить
к переводам этих рукописей на латинский язык и к их комментированию
(Марсилио Фичино). В это время начало развития капиталистического
способа производства и капиталистического общества в Италии благоприятствовало
обострению интереса к изучению природы, а успехи астрономии и
физики
|
|
|
535 |
поселили глубокие сомнения в истинности астрономических и физических
идей Аристотеля. Поколебавшемуся авторитету Аристотеля могли в
то время противопоставить только авторитет Платона, в «Тимее»
которого излагалась целая система космологии, космогонии, физики
и антропологии. С влиянием Платона шло рука об руку влияние неоплатонизма,
учение которого о нисхождении через посредствующие звенья бога-света
в материю-тьму легко могло быть истолковано в духе натуралистического
пантеизма, обожествлявшего природу и ее прекрасные творения. В
особенности итальянский гуманизм и итальянская философия Возрождения
развивались под влиянием неоплатонизма и платонизма. Понятый (ошибочно)
в духе натурализма, платонизм был противопоставлен аристотелизму,
в котором столь же ошибочно начинали видеть знамя косности и рутины,
философского и научного застоя мысли.
Было бы, однако, неверно думать, будто во все это время влияние
античной философии на развитие европейской мысли ограничивалось
только воздействием учений Аристотеля, Платона и неоплатоников.
Параллельно имело место, правда приглушенное и не столь сильное,
также и влияние материалистических школ. Новейшие исследования
показали, что даже в глухие столетия схоластики воздействие идей
атомистического материализма античной философии никогда не прекращалось
полностью и иногда даже временно усиливалось. Так, ученик Бернарда
Шартрского Гийом, (XII в.) ознакомился при помощи переводов Константина
Африканца с физиологическими теориями. античных врачей Галена
и Гиппократа и внес их учения в психологию. В физике он возобновил
атомистическую гипотезу и свел четыре элемента античной физики
к сочетаниям однородных и невидимых неделимых частиц. Развивая
античную гипотезу атомизма, Гийом отверг учение аристотеликов,
по которому душа составляет «форму» тела. Новое усиление влияния
материалистического атомизма античной философии произошло в школе
парижских учеников Оккама в XIV в. Так, Николай из Отрекура, вразрез
с Аристотелем, учил, что рождение и разрушение тел происходит
не вследствие смены субстанциальных форм, а в результате того,
что атомы, сцепляясь, образуют тела и, рассеиваясь в пространстве,
производят их разложение. Вводя материализм.
|
|
|
|
536 |
также и в учение о душе, Николай возвратился к проповедовавшемуся
в школе демокритовского материализма тезису о вечном возвращении
материального мира к одним и тем же конфигурациям атомов в телах.
Еще более благоприятные условия для возрождения материализма античной
философии оказались в Италии в период раннего развития капиталистического
общества. На юге страны в новых центрах просвещения (например,
в Коблёнце) возникают материалистические учения, основывающиеся
на построениях раннего древнегреческого материализма. Так, Бернардино
Телезио развил учение о природе, восприняв материалистические
элементы физики Парменида. Велико было в это время также влияние
Эмпедокла и поэмы Лукреция Кара «О природе вещей». Но особенно
широко и полно усвоил традицию раннего материализма античной философии
Джордано Бруно. Наряду с заимствованиями из Плотина он использовал
учения Парменида и Эмпедокла, а также Демокрита и Лукреция для
построения собственной атомистики. А Галилей уже в своих ранних
работах по механике стремился отвергнуть аристотелевские взгляды
на природу, опираясь при этом не только на методы Архимеда и Гиппарха,
но также на учения Демокрита и других материалистов 5 в. до н.
э. В то же время Галилей свободен от склонности, распространенной
среди гуманистов, — противопоставлять Аристотелю Платона. Чрезвычайно
знаменательно, что родоначальник материализма нового времени Френсис
Бэкон выступил с работой, написанной в защиту ранних учений древнегреческого
материализма, в частности в защиту атомистики Демокрита, и противопоставил
этих материалистов отрицательному влиянию, оказанному, по его
мнению, на развитие философии Платоном и Аристотелем. Для возникновения
национальной традиции материалистических учений во Франции немалое
значение имели воскрешение из забвения и пропаганда .атомистического
учения (в его поздней — эпикуровской — форме), осуществленное
Пьером Гассенди. Но и Декарт, бывший в своей физике материалистом,
развил учение о различии первичных и вторичных качеств, которое
у него, так же как и соответствующее учение Галилея, восходит
к их различию, установленному в школе древнегреческого атомизма.
Античный источник этого различия может быть прослежен и в знаменитом
учении
|
|
|
537 |
Локка о первичных и вторичных качествах, хотя у Локка прямое
влияние Демокрита опосредствовано воздействием аналогичных поздних
и современных ему учений Декарта, Галилея и Ньютона; Даже в идеалистическом
учении Лейбница, хорошо знакомого с античной философией и прилежно
изучавшего как ее идеалистические, так и материалистические системы,
учение о монадах представляет своеобразный идеалистический и динамический
аналог древнегреческой атомистики. Если философия и наука возникающего
капиталистического общества сознательно использовали ряд древнегреческих
материалистических учений, в частности атомистику, то для эмпирического
естествознания второй половины XIX в., пришедшего к атомистике
в результате развития эксперимента и физической теории, характерно
в большинстве случаев забвение теоретических источников этого
великого учения в античной философии и непонимание его роли для
философского мировоззрения. Напротив, идеалистические системы
немецкой философии конца XVIII — начала XIX в. сознательно использовали
для обоснования своих теорий идеалистические учения античной философии.
Ни развитие идеализма как мировоззрения, ни развитие идеалистического
метода диалектики в этих системах не было бы возможно без глубокого
влияния, которое на немецких идеалистов оказали учения античности.
Без элейского и платоновского различения истинносущего и являющегося,
без платоновского учения об умопостигаемом мире идей, без антиномий
Зенона, без учения Аристотеля о суждениях и категориях, без стоической
этики долга и т. д. не сложились бы учения Канта. Без Платона
и неоплатоников Шеллинг не был бы тем, кем он нам ныне известен.
И наконец, без глубокого изучения Гегелем античной философии,
хотя изучения одностороннего, пристрастного к идеалистам и несправедливого
к материалистам, особенно атомистической школы, не сложились бы
в известном нам виде система гегелевского идеализма и гегелевская
диалектика. Стремление опираться на идеи и учения античной философии
наблюдается и в развитии буржуазной философии после 1848 г., когда
возможности прогрессивного развития оказались для нее исчерпанными
в связи с прекращением для буржуазии роли прогрессивного класса
современного общества. Если в пору своего восходящего
|
|
|
538 |
развития интеллектуальные силы класса капиталистов стремились
найти плодотворные импульсы в учениях древнегреческого материализма
— в учениях Гераклита, Демокрита, в материалистических тенденциях
Аристотеля, — то в эпоху своего декаданса эти силы чаще всего
обнаруживают тяготение к Платону и неоплатоникам, к древнегреческой
мистике или к Аристотелю, искаженному, прочитанному сквозь очки
схоластики и атомистской теологии. Примеры этого тяготения бесчисленны
и необозримы. На учении Платона об идеях построил свою эстетику
и отчасти теорию познания Шопенгауэр. К неоплатонизму восходит
интуитивизм Бергсона. Своеобразное восстановление платоновского
учения об «эйдосах» мы находим в учении о предмете познания и
об абстракциях Эдмунда Гуссерля.
Классики марксизма-ленинизма признавали огромную истерическую
и теоретическую плодотворность идей и учений, созданных развитием
античной философии, особенно развитием древнегреческой атомистики.
Энгельс отмечал, что «с тех пор как физика и химий стали опять
оперировать почти исключительно молекулами и атомами, древнегреческая
атомистическая философия с необходимостью снова выступила на передний
план» [1, т. 20, с. 367]. Особенно высоко ценили классики марксизма-ленинизма
как самый плодотворный вклад античной философии в историю человеческой
мысли разработку диалектики. Именно по этой причине Энгельс утверждал,
что «теоретическое естествознание, если оно хочет проследить историю
возникновения и развития своих теперешних общих положений, вынуждено
возвращаться к грекам» [там же, стр. 369].
|
|
|
|
 |