 |
402 |
ФИЛОСОФИЯ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
4 век до н. э. оказался для древнегреческой философии временем
ее. высочайшего подъема. Основанные Платоном и Аристотелем школы
стали центрами не только античной философии, но и античной науки:
математики, физики, астрономии, биологии, широкого круга наук
гуманитарного цикла.
Вместе с тем в развитии философии после Аристотеля выступают
черты совершенно новые по сравнению с предшествующей ей философией.
Глубокие изменения происходят в понимании задач и целей самой
философии, в понимании средств, с помощью которых эти задачи выполняются.
Изменяется социальный и этнический состав самих деятелей философии.
В разработку вопросов философии включаются представители наро-
|
|
|
403 |
дов, не принимавших ранее сколько-нибудь заметного участия в
процессе развития философии. Эти новые деятели — уроженцы и выходцы
Востока и возникших на Востоке новых научных и философских центров.
Значительные изменения произошли также в культурном сознании
афинского общества. Уже со времен македонской экспансии Филиппа
и Александра в Афинах образовалась влиятельная партия сторонников
македонской интервенции, которая, как надеялись афинские сторонники
и друзья Македонии, одна может положить предел политическим притязаниям
демократии, обеспечить богатым безопасность их имущества и накоплений.
Интеллектуальная верхушка имущих классов в большинстве становится
на сторону врагов демократии и ее политической активности. Возлагавшие
надежду на военную диктатуру Македонии, публицисты и идеологи
греческих зажиточных классов проповедуют аполитизм, уклонение
от политической жизни и деятельности, тщетность всех попыток внести
посредством политической борьбы и политической активности желанную
прочность, устойчивость, безопасность и порядок в полную бурных
противоречий общественно-политическую жизнь. Падает не только
накал политической борьбы, но и самый интерес к политической жизни.
Круг интересов образованной части греческого общества сужается,
замыкается вопросами частной жизни и частной морали. Одновременно
ослабевает и напряжение теоретической мысли, притупляется теоретический
интерес, падает доверие к познавательной силе человеческого разума.
Вместо универсальных задач мировоззрения, обнимающих все области
знания, все запросы философии и науки, возникает стремление свести
научные вопросы только к тому, что достаточно для обоснования
правильного, т. е. способного обеспечить счастье, личного поведения.
Никогда ранее не наблюдавшееся в такой резкой форме разочарование
во всех видах и формах общественно-политической борьбы ведет к
тому, что само «счастье» понимается уже не как сумма положительных
благ, а как нечто чисто отрицательное, как «невозмутимость», как
отсутствие всего того, что могло бы нарушить спокойствие индивида.
Разумеется, эта проповедь пассивного существования, ухода от
политической борьбы в тихую, ничем не возмутимую заводь частной
жизни ни в какой мере не
|
|
|
404 |
означала действительного прекращения классовой политической борьбы,
действительного выключения индивида из общества, к которому он
принадлежал и в котором действовал. «Аполитизм», который проповедовали
идеологи и философы в греческом обществе 4 — 3 вв. до н. э., означал
только то, что, утратив надежду собственными руками и собственными
усилиями устроить такую жизнь, какую им хотелось бы иметь, они
предоставляли возможность вести активную деятельность и играть
руководящую роль македонским завоевателям, а впоследствии их преемникам,
которые, как казалось, лучше их самих разрешат исторически сложившиеся
противоречия жизни и обеспечат интересы главенствующих слое общества.
В то же время замечательный расцвет философских и специальных
научных исследований, характерный для деятельности Аристотеля
и его школы, не мог просто оборваться. Философия сузилась в объеме
своих задач, ограничилась сферой личной этики, но и с этим ограничением
и в новой обстановке продолжала вести свои исследования. Наука
стала более специальной, менее философской; ее горизонты и исследования
становятся более эмпирическими, приуроченными к практическим запросам
жизни. Такие отрасли знания, как медицина, направляются не столько
на разработку общих оснований биологии и натурфилософии, сколько
на служение практическим нуждам врачевания и т. д.
В 3 в. до н. э. в античном рабовладельческом обществе повсеместно
разразился длительный кризис — экономический, социальный, политический.
Этот кризис привел к возникновению и развитию философских течений
и школ, представлявших отражение процесса, начавшегося в философской
и научной мысли.
|
|
|
|
 |