 |
528 |
ПРОКЛ
Философом, завершающим развитие античного неоплатонизма, а вместе
с ним и всей античной философии, был Прокл (410 — 485). Завершение
это произошло в Афинах, где в свое время действовали Анаксагор,
Сократ, софисты, Платон, Аристотель, школа Платона, школа Аристотеля,
Эпикур и основатель стоицизма Зенон.
Но как непохожи были Афины и их философы во времена Прокла на
Афины времен Аристотеля и Анаксагора! Начавшийся в школе Аристотеля
интерес к развитию специальных знаний, выдвинувший крупнейшие
фигуры таких ученых, как Теофраст и Стратон, у которых в ряде
их исследований и воззрений торжествует не только натурализм,
но и доподлинный материализм, сходит на нет, торжествует идеализм
как в понимании природы, так и в учении о человеке, в антропологии
и психологии.
В философию глубоко проникает мистика, влияние восточных культов,
суеверия и служащая им культовая обрядность. Дух науки, научного
исследования истины покидает философию, а то, что от него остается,
направляется на цели, далекие от действительного научного .знания.
В этой обстановке протекало философское развитие Прокла. От него
осталось огромное литературное наследство, до сих пор мало изученное.
Особое место в нем занимают составляющие много сотен страниц комментарии
к труднейшим диалогам Платона и «Началам» Евклида. Комментарии
к «Пармениду» и «Тимею» Платона, а также к его «Кратилу» далеко
выходят за рамки комментирования текстов Платона и заключают в
себе систематическое изложение всех основных во-
|
|
|
529 |
просов и учений неоплатонизма, а также богатейшую и разнообразную
историко-философскую информацию. Метод .комментирования Платона
у Прокла представляет дальнейшее развитие метода Ямвлиха. Выдающимся
теоретическим сочинением Прокла было «Богословское элементарное
учение». Это настоящий катехизис неоплатонизма в наиболее зрелом
его виде. Сочинение состоит из 211 тезисов, излагающих в чрезвычайно
сжатой форме всю систему неоплатонизма, т. е. учение о Едином,
об Уме, о Душе и о Космосе. Тезисы сопровождаются пояснениями,
без всяких цитат, чрезвычайно сжатыми, далекими от литературных
прикрас. Напротив, чрезвычайно подробным было сочинение Прокла
«О богословии Платона», в котором обстоятельно излагалось на основе
Платона учение о Едином и о трех родах богов: мыслимых, мыслящих
и мыслимо-мыслящих. В этом учении Ум выступает как объект, или
предмет мышления, как его субъект и как объект и субъект одновременно.
Еще последовательнее и настойчивее, чем Ямвлих, Прокл проводит
принцип и метод триадического построения и изложения. В основе
этого метода лежит учение о том, что само развитие предмета триадично.
Оно является таким и в большом и в малом, и в общем и в деталях,
и в самом возвышенном и в самом низком. По триадам развивается
и строится у Прокла все в мире богов и в мире живых существ, во
всем космосе и в сфере философии, мифологии и мантики.
В триаде Прокл различает три момента. Первый из них — пребывание
в себе. Другие названия для него — причина, неделимое единство,
«наличие», «отец», «потенция». Второй момент триады — выступление
из себя (proodoV), иначе — эманация
за свои предела, причинение или действие в виде причины. Это переход
из единства во множество, начало делимости, «мать», энергия. Третий
момент — возвращение из «инобытия» обратно в себя (epistrofh),
возвышение от дробности и множества вновь в неделимое единство,
а расчлененное единство, в «эйдос» или единораздельную сущность.
Итак, в своей основе эти три момента образуют «пребывание», «выступление»
и «возвращение».
Это та же триада Плотина, в которой диалектика Единого, Ума и
Души выработана в четкую триадиче-
|
|
|
530 |
скую схему, более рассудочную и более схоластическую, чем у Плотина.
В учении о Едином — первом звене триады — Прокл опирается на
расчленение Единого, разработанное в предшествующей традиции неоплатонизма,
и прежде всего у Ямвлиха. Как и Ямвлих, он отличает от безусловно
непознаваемого Единого другое Единое. Это последнее уже содержит
в себе некоторую множественность, но так как оно лишено еще всяких
качеств, то оно предшествует даже Уму. существует между безусловным
Единым и Умом. Называется эта ступень у Прокла числом, иначе —
«над-бытийиыми единицами». Принципиально учение это было намечено
уже у Платона и в неоплатонизме — у Плотина.
Триадическому расчленению подвергается у Прокла также и второе
после Единого звено основной триады — Ум, который толкуется по
разным ступеням: .
1. Как Ум Мыслимый, т. е. «интеллигибельный» (nohtoV),
или «пребывание в себе». На этой ступени Ум — предмет для него
самого, или «бытие».
2. На второй ступени Ум выходит из себя и есть мышление Умом
самого себя. Это Ум «интеллектуальный», или Ум «мыслящий» (noeroV),
t. е., «ум» в собственном обычном смысле слова.
3. На третьей ступени Ум есть возвращение к самому себе, или
тождество бытия и мышления. Это Ум «интеллигибельно-интеллектуальный»,
иначе — «жизнь-в-себе» (autozwon).
Формально триада Ума у Прокла как будто напоминает триаду Гегеля
в немецком классическом идеализме. Но есть между ними важное различие.
В триаде Гегеля «эманация» мыслится как возрастающая: синтез,
или третий момент, в ней полнее и богаче предшествующих двух.
В триаде Прокла, напротив, «развитие» понимается не как прогрессивное,
а как регрессивное: в ней наиболее полным и богатым Умом оказывается
«интеллигибельный» (мыслимый), а наиболее бедным — «интеллектуальный»
(мыслящий).
Наивысшие и идеальнейшие боги выражают собой «интеллигибельный»
ум. Здесь три триады согласно Триадическому закону, указанному
Платоном в «Филебе»: 1) предел; 2) беспредельное; 3) смешанное
из предела, и беспредельного.
|
|
|
531 |
На этом. впрочем, триадическая классификация богов из области
Ума у Прокла не заканчивается: развиваются все новые их триады,
которые в своем дальнейшем развитии становятся в известных звеньях
из триад гебдомадами, т. е. седмерицами. Третья гебдомада интеллектуальных
богов, именуемая Зевсом, в своем седьмом члене представляет переход
к душам и называется «источником душ».
Триадический принцип рассмотрения сохраняется у Прокла также
и для третьего момента основной триады — для мира Души — и обнимает
души божественные, демонические и человеческие со всеми их дальнейшими
подразделениями.
Учение Прокла оказалось последней системой эллинистического неоплатонизма,
пытавшейся подвести итог его развитию и сохранить его духовное
достояние и идейное господство. Задача эта не могла быть успешно
разрешена, несмотря на положение Прокла в Афинах как главы Академии
и несмотря на его мощный систематизаторский талант и могучий аналитический
ум. Система Прокла не могла противостоять христианству не только
как побеждающая сила, но даже как сила духовная, направленная
на консервацию и реставрацию уходящего в прошлое греческого многобожия
и связанной с ним философии. И в этом нет ничего удивительного.
Ведь христианство было господствующей в империи и даже признанной
государственной религией уже в течение двух полных столетий.
В 529 г. декретом императора Юстиниана была закрыта платоновская
Академия в Афинах. Античная философия прекратила свое тысячелетнее
существование.
|
|
|
|
 |