 |
28 |
ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ
Выходцем из греческого Востока был также Пифагор из Самоса, переселившийся
при тиране Поликрате (ок. 532 г. до н. э.) в Южную Италию, где
он основал в городе Кротоне религиозную общину (союз пифагорейцев).
В 6 в. в Греции усиливается религиозное движение, обусловленное
ломкой архаических устоев и пробуждением к деятельности более
широкого круга свободного населения. Возникают мистические общины,
среди которых особое значение приобрели общины орфиков и последователей
культа земледельческого бога Вакха, или Диониса. Здесь сложились
представления о душе как о добром начале, заключенном в телесную
темницу и ищущем освобождения. Достигается оно путем общения с
Вакхом или посредством участия в вакхических «оргиях». Возникающие
в это время новые формы религиозности ищут верующих и получают
распространение скорее в различных слоях угнетенного народа, чем
в аристократических кругах, где, напротив, выступают вольнодумцы
вроде Ксенофана. На почве религиозного движения возник и союз,
основанный Пифаго-
|
|
|
29 |
ром. Вопреки старому мнению Крите, некритически повторявшемуся
многими другими историками, нет твердых доказательств для утверждения,
будто основанная Пифагором община была чисто политическим союзом
и будто в политической борьбе, поскольку она ими велась, ранние
пифагорейцы выступали на стороне аристократии. Когда вождям пифагорейской
общины в Кротоне удалось на известное время получить власть, против
них выступил не какой-либо вождь демократии, а Килон — знатнейший
и богатейший из граждан Кротона. Борьба закончилась (не ранее
450) разгромом кротонской общины пифагорейцев и переселением ее
уцелевших руководителей в Тарент, в то время (после 473) уже демократический
город, а также в Регину и впоследствии в города Греции. Пифагор
еще до всех этих событий переселился в Метапонт, где и умер. Сам
Пифагор ничего не писал, а учения, основанные им, претерпели в
5 и 4 вв. значительную эволюцию. Позднее античные писатели перенесли
на учение Пифагора черты, развившиеся в древнегреческой философии
значительно позже, а также приурочили к Пифагору множество легенд
и небылиц, сложившихся о нем в позднейшей мистической литературе.
Поэтому выделить первоначальное ядро учения Пифагора очень трудно.
По-видимому, учение Пифагора, кроме собственно религиозного содержания
и религиозных предписаний, заключало в себе и некоторое философское
мировоззрение с невыделившимися из общего его состава научными
представлениями. Основными моментами религии Пифагора были: вера
в переселение души человека после смерти в тела других существ,
ряд предписаний и запретов относительно пищи и поведения и, быть
может, учение о трех образах жизни, наивысшим из которых признавалась
жизнь не практическая, а созерцательная. На философию Пифагора
наложили печать его занятия арифметикой и геометрией. С известной
вероятностью можно полагать, что в арифметике Пифагор исследовал
суммы рядов чисел, в геометрии — элементарнейшие свойства плоских
фигур, но вряд ли ему принадлежат приписанные ему впоследствии
открытия «теоремы Пифагора» и несоизмеримости отношения между
диагональю и стороной квадрата.
Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями.
По учению Пифагора, мир — жи-
|
|
|
30 |
вое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного
пространства пустоту, или, что для Пифагора то же самое, воздух.
Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.
В философии ранних пифагорейцев яснее, чем в учении их предшественников
— милетцев, — выступают отмеченные Энгельсом характерные для первого
периода древнегреческой философии зародыши будущих разногласий.
Впоследствии все усиливаясь, эти разногласия приведут к возникновению
идеализма и к началу уже не прекращающейся в дальнейшем борьбы
между материализмом и идеализмом.
|
|
|
|
 |