КСЕНОФАН
В Малой Азии началась странническая жизнь поэта-философа Ксенофана,
уроженца малоазиатского города Колофона (6 в. до н. э.). В своих
долгих путешествиях по городам Греции Ксенофан побывал и в Южной
Италии и на закате дней поселился в Элее, где возникло не без
его влияния философское учение так называемых элейцев. Ксенофан
— ранний представитель греческого свободомыслия в отношении религии.
Наблюдательный, склонный к насмешке, он подверг критике господствующие
представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия
населили Олимп. Люди измыслили богов по своему подобию, и каждый
народ наделяет богов своими собственными физическими чертами.
Если бы быки, лошади и львы могли рисовать, они изображали бы
своих богов в виде быков, лошадей и львов. По истине существует
только один бог, не сходный с людьми ни по виду, ни по мысли:
он весь — зрение, мышление и слух; он всем правит силой ума без
усилий и пребывает в неподвижности.
Природе Ксенофан приписывает черты, противоречащие мифам поэтов
и взглядам религии. Вере в существование внизу земли ада он противопоставляет
учение о бездонности земли, вере в божественность светил — учение
об их естественной природе: составленное из мелких искорок Солнце
движется над плоской Землей по прямой, каждый день навсегда покидая
данный горизонт и каждый день исчезая, когда проходит над необитаемыми
местами; солнц и лун столько, сколько горизонтов. Возникая из
воспламенившихся облаков, звезды потухают днем и, как угли, разгораются
ночью. Все, что рождается и растет, есть земля и вода, море —
отец облаков, ветров и рек, и люди родились из земли и воды. Ни
о природе богов, ни обо всем остальном не может быть истинного
знания, а только мнение. Поэтому дурно поступили поэты Гомер и
Гесиод, ложно приписавшие богам все человеческие пороки. Подробности
учения Ксенофана были неясны уже древним писателям, находившим
в нем противоречия.