На главную страницу

 

 

 

 

1. Составляй текст так, чтобы его можно было читать и без примечаний.
2. Не забывай, что в тексте возможны скобки, а в конце книги — экскурсы, которые могут заменить примечания.
3. Будь скуп на примечания и знай, что за каждое ненужное примечание ты должен дать отчет перед читателем; в примечаниях он должен найти сокровищницу, а не чулан с хламом.
4. Не считай ниже своего достоинства составлять примечания и знай: какова бы ни была твоя слава, она не освобождает тебя от доказательств.
5. Никогда не пиши примечания оттого, что ты упустил что-то в изложении; вообще: никогда не пиши примечания задним числом.
6. Не пиши в примечании ничего такого, что ставит под вопрос твой текст, — и вообще не пиши там ничего, что важнее, чем текст.
7. Не смотри на примечания как на катакомбы, в которых ты торжественно погребаешь свои рабочие заготовки, но имей совесть предать их огню.
8. Без нужды не превращай примечания в арену борьбы; если же делаешь это, то ставь противника в положение не менее выгодное, чем твое собственное.
9. Постарайся научиться искусству восполнять с помощью примечаний линейную форму изложения, брать аккорды и вносить обертоны; но не играй на инструменте, которым не владеешь, и берись за инструмент только тогда, когда это необходимо.
10. Всегда помещай примечания туда, где им следует быть, а значит, не в конец книги (разве что ты публикуешь торжественную речь), и не робей перед тем, чтобы различать в печати два рода примечаний, если материал того требует.

   

 

На главную страницу