Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "ТИМЕЯ" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Том I, стр. 54-55 E.Diehl следующая

"Итак, достаточно ли мы повторили [все] из вчерашних [речей], в нашем тезисном изложении, или мы желаем вспомнить что-то еще пропущенное из сказанного, о друг Тимей?" [19 a] [15]

Богословский коментарий

Повторное изложение "Государства" учит нас через подобия, как Все наполняется совершенными логосами: {E} ведь и в нем разделяются рожденные [вещи], и каждая, общаясь с другими [вещами], действует согласно своей собственной особенности. И первые освобождаются от вторых, а действованиями их пользуются [20] как неробходимыми для наполнения Всего; вторые же украшаются первыми, сопрягаются подобоприродно наилучшие из внутрикосмических вещей с наилучшими, а средние со средними, а конечные с конечными. Сами же логосы проходят через большее количество подлежащих, и сами восприемницы [25] причащаются большего количества логосов; а жизни изменяют [свой] жребий [одни на один], другие на другой, по своему собственному достоинству. Итак, все эти [вещи] достаточно нас подвели к распорядку Всего; ведь Сократ в отдельных тезисах обобщил весь вид государства, взбежав к мыслящей недилимости, [30] чтобы подражать богу, распорядочившему небесное государство мыслимым и отеческим образом. А поскольку посвюду [p.55] во вторичных [вещах] соразмерное и совершенное отделяется от причин, постольку и сам [Сократ] побудил Тимея сказать, весь ли он охватил вид государства; ведь всякий ум, {F} обращаясь к богу, перед ним ограничивает себя тем, [5] что глядит на него. Поскольку и тезисное (to en kephalaios) изложение является символом распорядочивания им первых [вещей] Всего и разукрашенной им головы (kephale) Всего, которые демиург Всего украсил более совершенным образом, глядя на целое и единую жизнь Космоса. Это - об аналогии частных вещей с [10] целостными.

Филологический коментарий

А утверждается ли в данной фразе, что вчера изложение государства было подробным, а сегодня - тезисным, или, что и вчера и сегодня оно было {18} тезисным, не имеет отношения к делу. И хотя божественный Ямвлих находит удовольствие [в рассмотрении вопроса], более ли цветисто Сократ вчера сказал, ныне же - тезисно, или [15] в обоих [случаях] тезисно, для нас [в том] не будет разницы. Возможно, более приемлимо такое толкование. [Выражение] "вновь вкратце повторить" ясно указывает на то, что и вчерашнее изожение было тезисным (и вовсе не должно вызывать удивления, что заверешние "Государства" не было упомянуто [в "Тимее"], [20] ведь и многие другие вещи здесь не пересказываются ), если, конечно, "вновь" относится к "тезисно", а не к "повторить": повторяет ведь тот, кто пространно излагает прежде сказанные речи, вновь [25] же повторяет - сокращающий длинное изложение до тезисов. Какой же из двух вариантов имеет место, к делу не относится.

перевод А.В.Петрова

комментарии