Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "ТИМЕЯ" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Том I, стр. 53-54 E.Diehl следующая

"Наблюдающие всегда должны возвращать назад достойных из выросших, а недостойных по сравнению с ними отдавать взамен на место прощенных" [19a].

Политический коментарий

В "Государстве" [III, 415bc] перемещаются не только передаваемые сверху в нижний город, [10] но те, кто родился там с примесью золота, [в верхний город], а здесь, {C} [т.е. в "Тимее"], [только некоторые] из числа изгнанных [из верхнего города] возводятся [назад]. Итак, как же это согласуется друг с другом? Конечно, можно, пожалуй, согласовать и эту вот речь с указанными в "Государстве" разделениями [людей по их судьбе в государстве], если понять, что [выражение] "выросшие" [относится] не только к отосланным сверху, [15] но и ко всем, воспитанным внизу; ведь у растущих, просто рожденных внизу или явившихся вниз сверху, <следует> рассматривать их природы, каковы они, и таким образом возводить достойных.

Богословский коментарий

Если же ты желаешь понять [это] так, как мы в начале говорили, то следует сказать, что теперь [20] Сократ утверждает созвучно предлежащим [рассуждениям], изложенным в "Тимее"; ведь назад возводятся нисшедшие души, а не те, которые изначально имели существование в Рождении близ материи, каковыми являются многие из [душ] неразумных [существ]. Это - об этой речи.

Посмотри, что то же самое существует и в целостных [вещах], которые [25] Сократ представляет в своем государстве. Одни всегда имеют тот же чин в Небе, пребывающие божественными и неколебимыми, другие всегда погружены в Рождение, третьи неким образом {D} являются промежуточными между ними, то прикрепляющиеся к тем, божественным, то примешивающиеся к ласкающим Рождение. Итак [предметом рассмотрения здесь] является не [30] демонический род, восстанавливаемый путем возведения или низведения, и не многовидные жизни, и не казни, касающиеся [p.54] демонов, но касающиеся частных душ, то склоняющихся к Рождению, то обращающихся к демоническому и божественному жребию. Их имея в виду Сократ и узаконил аналогичное [действие] в государстве: ведь и небесный Зевс [64] [5] предстоит богам в Небе и демонам, возводящим [одни] частные души, а другие низводящим в Рождение, чтобы никогда нисхождения и восхождения душ не покинули Все, как если бы ты видел, что вот эту душу возвращаеют,
"но другую отпускает отец, чтобы дополнить число" (Гомер. Одиссея, XII, 65) [10]
согласно боговдохновенному об этих вещах указанию.

перевод А.В.Петрова

комментарии

[64] Схолии в C:
говорит не о целостном Зевсе, но о небесном Зевсе, соэлементном Посейдону и Плутону.