Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "ТИМЕЯ" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Том I, стр. 43-45 E.Diehl следующая

"Но, как охранители, будут получать жалование за стражу от спасаемых ими, [в количестве], которое соразмерно скромным [людям], взыскать жизни в общении, совместный ведя образ жизни друг с другом, имея [25] во всем заботу о добродетели, в отношении иных обязанностей будучи праздными" [18b; ср.: Государство, II, 374e слл.]

[В том, что] в человеческих жизнях есть и подаяния и воздаяния и жалование за благодеяние, ничего нет удивительного; это ведь хорошо Сократ и в предыдущих [рассуждениях] сказал, {D} [30] что цель наша - сделать счастливым город в целом, а не один какой-нибудь род города, например, стражнический; если же это верно, [p.44] необходимо, чтобы одни хранили город промышлением и рассудком, другие услугами и черной работой восполняли потребности жизни для хранителей государства, как именно наша внутренняя природа, создавая и удерживая орудие, [5] приготовляет спокойствие размышляющему согласно приличным ему действованиям.

Богословский коментарий

Ну а в Космосе какое такое существует жалование богам, тем, что в Небе, от смертных, как говорит речь? Ведь это - особенности человеческой слабости, никогда не являющейся самодовлеющей, а всякий бог - [10] самодовлеющ и в дополнение к самодовлению, из-за переполнения самодовлением, наполняет [вещи], более уступающие в отношении блага, и ничего от них не принимает. Если ничто божественное и не принимает [ничего от них], поскольку [является] достаточным и не недостающим, то все же, от нас требуются некие жалования и вознаграждения за благодеяние: [15] согласие с благодатью и благоразумие, через которое мы обращаемся {E} к ним и исполняемся больших благ; ведь являющееся благом желает, чтобы все [вещи] на него глядели и помнили, что от него всё и через него. Ибо оно хранит те [вещи], что после него, каждое, что привязавается к божественной причине. Но [20] если бы мы это таким образом окончательно истолковали, сведя к обращению и согласию с благодатью, то как как согласовать нам то, что боги ведут совместный образ жизни и взыскуют именно такое жалование? Итак, жалование лучше понимать более физически. Ведь если истечения приходят оттуда в [25] смертное место, то воскурения движутся отсюда туда, и благодаря этому совершается относящаяся к смертным [вещам] божественная демиургия. Именно эти перемены земных [вещей] и переходы он назвал жалованием, которое вся земля воздает Небу, для того, чтобы Рождение было невыходящим, а [30] общий образ жизни - одним и единодушным с божественным творением и предусмотрением, [чтобы этот образ жизни был] [p.45] единомысленным с небесными богами, из-за чего и взыскуется всякий переход с земли, а Рождение пестро изменяется из-за хоровода небесных [тел]. Имея в виду {F} эти вещи, Тимей и сказал, что "весь Космос себе [5] друг и известен через добродетель", и его убывание доставляет ему пищу, все [вещи] в нем бегут и претерпевают от него. Итак, что есть завершение этой единой и общей жизни граждан? Добродетель, говорит он, добродетель; божественная, конечно; ведь добродетель сперва - у богов, [10] затем от них - в более крепкие роды, [чем наш], а [после этого и] в нас нисходит какая-то ее часть. Итак, согласно ей живут стражи Космоса, будучи праздными в отношении других обязанностей {15} - ведь не на потребности они смотрят и вовсе не вовне глядят, ведь Все является их внутренним, и спасают [15] все и наполняют [его] красотами и благами, помогая и содействуя единому отцу и творцу целостных [вещей]. А поскольку они сами определяют меру изменений земли, не выходя из себя, но к самим себе обращаясь и в самих себе находясь, поэтому и жалование, даваемое разумным, [20] он назвал соразмерным; ведь разумно мыслящие, благодаря тому, что находятся в самих себе, соразмеряют и вторичные [вещи], всяческие их изменения объемля простотой своей жизни. Итак, так - согласно этому пути [истолкования]. А согласно другому, наиболее священному, мы скажем, что обращение к богам является особенно соразмерным и [25] удерживается благом, с другой же стороны, ограничивается самими богами, согласно божественному рассудку способными и самих себя и другие [вещи] сохранить.

перевод А.В.Петрова

комментарии