Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "ТИМЕЯ" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Том I, стр. 42-43 E.Diehl следующая

"Был где-то сделан вывод, что по крайней мере так воспитанные ни [10] золото, ни серебро, и вообще никогда никакое имущество не будут считать своим собственным" [18b; ср.: Государство, III, 416d слл.]

Богословский коментарий

[Как] это к наиболее благозаконному государству относится, ясную имеет причину и изложено Сократом в предыдущих [рассуждениях]; а как и в Небе это мы увидим? Разумеется, мы знаем, [15] по какой причине люди золота и серебра домогаются и, сочтя что-нибудь некогда предметом любви, любят это беспредельно: [57] ясно, что желая удовлетворять свои потребности и вожделея доставлять себе то, что [служит] для удовольствия; поэтому ведь их так ошеломляет многожеланное богатство. Итак, по крайней мере, [20] "для богатых, говорят, много существует {B} развлечений", согласно Кефалу [Государство, I, 329e]. Если же это обстоит таим образом, совершенство небесных богов, будучи самодовлеющим и обращенное к прекрасному и благу, вовсе не нуждается в этом привозном и феноменальном самодовлении и вовсе не [25] глядит на потребность и к потребности не стремится, существуя вдали от всякой нужды и материальной необходимости и будучи полным благ, имеет предводительский чин во Всем. А частичное и разделенное благо [к себе] не допускает, общее же, относящееся к целостным [вещам] и нечастное выдвигает вперед и поэтому характеризуется иначе. [30] [А потому Сократ] приладил к ним [выражение]: "ни золото, ни серебро [p.43] и вообще никогда никакое имущество не будут считать своим собственным".

Физический коментарий

А если желаешь, я про этот образ расскажу и физически: и золото, и серебро, и каждый из металлов, так же как и из других [вещей], от небесных на землю родятся богов и от [5] тамошнего истечения. Итак, по крайней мере говорится, [что металл] Гелиоса - золото, Селены - серебро, Крона - свинец и Арея - железо. Итак, эти [вещи] рождаются там, а существуют на земле, а не у тех, кто испускает истечения; ведь они вовсе не принимают {C} ничего от заключенных в материю [вещей], ведь все [вещи] состоят [10] из всех, властвует же, однако, [одна - в одних], другая - в других особенность, в одних - кроническая, в других - гелиическая, на которую взирая, любящие их созерцание, одно к одной, другое к другой силе воспосылают. Итак, эти [вещи] не являются собственными [вещами] богов, но общими - ведь они являются порождениями всех - и не у Тех они [15] есть - ведь не нуждаются в них творящие - но по истечениям из них оттуда сплачиваются. Итак, почему у людей эти [вещи] частным образом служат предметом заботы? Потому, что они обладают жизнью заключенной в материю и устремляются к частному, отступив от целого; ведь из-за этого многое у них "моё" и "не моё", [20] а единение и общность жизни исчезли.

перевод А.В.Петрова

комментарии

[57] Схолии в C:
Особенно теперь, друг Прокл, когда ради денег и дурнейших своих тел презренные евнухи пускаются в бесчинства.