Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "ТИМЕЯ" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Том I, стр. 40-42 E.Diehl следующая

"Что же [относительно] воспитания? Разве не в гимнастической и не в мусической науках {D} [15] и не во всех, какие им подходят, [они должны] быть воспитаны?" [18a; ср.: Государство, III, 401 слл.]

Политический комментарий

Сказанные слова были некими типами, ко всем вообще относившимися согласно творческому распределению по жребию и [согласно] божественной инаковости, разделяя подходящие обязанности [20] каждому и раздавая силы сродно принимающим. Отсюдя окончательно сплетается жизнь граждан, проходя необходимым образом от начала до конца через воспитание, способности, общность и воспитание детей. Итак, что такое воспитание и как оно является образом Всего? Ведь то, что в [25] городе существует некое воспитание, делающее стройной неразумную часть души с помощью музыки и гимнастики - [музыки], расслабляющей напряженность духа, и [гимнастики], возбуждающей страсть и, в частности, окончательно делающей ее подходящей и симметричной духу, [неразумную часть души], слишком заброшенную из-за нисхождения к заключенному в материю [p.41] и наполнившуюся там безжизненностью, а разумную часть [души делая стройной] с помощью наук, имеющих некое влечение [к бытию], и [что в городе существует] способность припоминания бытия и возводящих мыслящее в нас к самомуv наиболее явленному из бытия, ясно [для всх], не совсем {E} подчинившимся забвению [5] тамошнего распорядка; а что такое во Всем воспитание, и что такое музыка и гимнастика, и что такое науки стражей всего, уже наше [дело] рассматривать.

Богословский коментарий

Итак, если мы, пожалуй, назовем воспитание совершенством, наполняющим каждого подходящими ему благами и создающими самодовление [10] и по мышлениям и по промышлениям, музыку же и гимнастику [назовем] - одну окончательно делающей жизни гармоничными, другую - делающей божественное движение стройным и подходящим, всегда хранящей вид тождественным и само состояние божественных колесниц неколебимым (поэтому ведь и Сирены [15] в другом месте воспевают божественные души и стройным нвзывают небесное движение; ведь гимнастика - для тех, а медицина для подлунных, допускающих и то, что вопреки природе) итак, если мы, пожалуй, назовем [их] такими, верно назовем; ведь сверху, от мыслимых [вещей], пришли силы [20] в целое Небо, просвещающие и жизни наилучшей гармонией и колесницы их неколебимой силой, где и науки есть мышления душ небесных, {F} благодаря которым они поворачивают к мыслимому, следуя за великим Зевсом и созерцая и единое число и истинное [25] Небо и мыслящую фигуру. [56] Из-за чего ты бы и арифметику назвал у них более истинной, и астрономию и геометрию; ведь и само-по-себе-быстрое они видят и само-по-себе-медленное, образцы вращений по небу, [p.42] и в целом перводействующее и мыслящее круговращение и божественное число и прежде прочего - {14} диалектику, благодаря которой они мыслят всё мыслимое и единятся с единой причиной всех единичностей, и если [5] следует подробно сказать, с помощью этих наук они действуют около первых, а с помощью гимнастики незапятнанно стоят впереди вторых, а с помощью музыки энгармонично удерживают скованность целых [вещей].

перевод А.В.Петрова

комментарии

[56] Схолии в C:
единое число - саможивое; а истинное небо - вторая триада мыслимых и одновременно мыслящих богов; ведь после мыслимых одновременно и мыслящие и затем только мыслящие. А мыслящая фигура - третья триада мыслимых и одновременно мыслящих, которая и "поднебесным сводом" называется в "Федре" [247b].