Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "ТИМЕЯ" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Том I, стр. 33-35 E.Diehl следующая

"Итак, не отделим ли мы сперва в государстве искусства земледельцев и прочие отдельно от рода [граждан], предназначенных для войны в защиту [государства]? (17c; ср.: Государство, II, 396d слл.)

Речь о государственном устройстве и краткое тезисное изложение, сводящее в одну систему его роды, [5] находит свое завершение в общем изображении космической демиургии. Ведь от этих [частных предметов] через образы можно возвратиться к общим [вещам]. В частности, именно это, но иным образом, осуществляют пифагорейцы, улавливая в аналогиях подобия сущих [вещей] и от [10] образов переходя к образцам. Это как раз теперь и Платон делает, для начала указывая и давая рассмотреть вселенское {C} в человеческих жизнях. И это не удивительно, ведь государства ревностных граждан уподобляются небесному распорядку. [53]

Различные варианты богословского комментария

Итак, должно и [15] нам изложенные сейчас образцы возвести к общему и в первую очередь то, что касается разделения родов. Ведь и само деление родов подражает демиургическому разделению в Космосе, согласно которому ни бестелесное не может перескакивать в природу тел, ни тела - из своей собственной сущности [20] переходить в бестелесное существование; согласно которому [также] и смертное пребывает смертным и бессмертное вечно существует неоскудевающим, и различные чины их имеют предсуществующие в целостных [вещах] парадигматические причины. Ведь если бы ты пожелал все государство установить в чине аналогичном всему Космосу (не малый ли [25] космос человек и не малый ли космос город?) и разделить все государство на два - то, что вверху, и то, что внизу, и первому указал бы специфическое соответствие в Небе, а второму - в Рождении, ты нашел бы, вообще говоря, специфически соответствующую аналогию. А поскольку и деление на три возможно, следовало бы взять в государстве ремесленный, военный, {D} [30] стражнический [роды], а в душе - вожделеющий, который доставляет телу полезное, порывистый (thymetikon), который вынуждает прогонять все, [p.34] вредящее живому существу, охраняя главное в нас, и логический [род], который является философским по сущности и царским для всей нашей жизни, а во всем [5] множестве душ - [род], занимающийся ремеслом, относящимся к Рождению, содействующий промышлениям богов о Космосе, возводящий к мыслимому, а во всем просто внутрикосмическом - род смертных, поколение демонов, чин небесных богов, ведь они являются настоящими стражами и спасителями целостных [вещей], а демоны споспешествуют их творению [10] и исправляют всякую ошибку, [возникающую] в Космосе. Существует ведь определенное физическое промышление о смертных, которое их рождает и удерживает согласно божественному уму.

А еще по другому разделению земледельческий [род] города является аналогичным Селене, охватывающей заповеди произрождающей природы, [15] а надзирательный над общими браками - Афродите, причине всякой гармонии и объединения мужского с женским и видов с материей, {E} а промыслительный о тщательно взвешенных жребиях - Гермесу и из-за жребиев, надзиратель за которыми - этот бог и из-за обманчивости, им [свойственной], а воспитательный и судебный [20] - Гелиосу, при котором, согласно богословам, [находятся] и внутрикосмическая Дика и Анагогей и Гептактис, а воюющий в защиту - арейскому чину, распоряжающемуся всеми противоположностями Космоса и инаковостью Всего, а царский - Зевсу, хорегу [25] предводительствующего рассудка и деятельного распорядочивающего ума, а философский - Крону, поскольку он является мыслящим и восходит вплоть до первейшей причины. Итак, это таким образом через аналогии легче [понять].

Подобно же и Платон надвое разделяет государство: один род, земледельческий и искуснический, который называется демиургическим, и один [30] - воюющий в защиту верхнего государства, и не потому, что теперь описывается военное государство, как говорил Лонгин, [p.35] но потому, что [родом] воюющим в защиту он охватил и помощников. Ведь и в защиту воюют одни руками, а другие - знаниями, как, например, у эллинов {F} и Аякс воевал, [5] "твердыня ахейцев", воевал и "защита ахейцев" - Нестор, последний - как страж, советами врагов отражая, а первый, используя против них руки. Так вот, если сейчас и не вспоминается о воюющих в защиту в собственном смысле, то [только] потому, что [Платон] хочет рассказать о военных деяниях такого государства [более подробно]. [10]

перевод А.В.Петрова

комментарии

[53] Схолии в Codex Parisinus Coislianus (XI век; далее: C)
отсюда я начинаю слышать рыки льва - настолько благородно и прекрасно каждое из сказанного в "Государстве" он переносит на целое и космос.