Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "ТИМЕЯ" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Том I, стр. 28-29 E.Diehl следующая

А лучше, если тебе не тяжело, сначала вновь [15] это вкратце повтори, чтобы [оно] лучше у нас закрепилось (diabebaiothei) (17b).

Поскольку государство является трехчастным, первое описание его действительно было трудным из-за состязания с софистами, [51] вторая, по сравнению с ней, более легкой, а третья, обобщающая вид государственного устройства, еще более легкой. [20]

Физический комментарий

А краткое изложение соответствует физическим вещам из-за [присущего] им возрождения и кругового возвращения к тому же виду, отчего и виды прочно (bebaios) пребывают в космосе, поскольку их истечение и гибель восстанавливает круговое возвращение, {F} [25] благодаря которому и небо является вечнодвижным и, проходя многие обращения, возвращается в ту же жизнь. Но по каким причинам в изложении государственного устройства не упомянул ни лиц, ни обязанностей, а теперь и это прибавляет? [30] Потому, что и в целостных [вещах] образы охватили все [p.29] логосы изображений, а те, которые от них [происходят], не могут охватывать все силы причин. Итак, как о лицах, [участвовавших] в первой беседе упоминается во второй, {10} так и об обойденных молчанием во второй [5] упоминается в третьей. Ведь подпричины более совершенно должны рассматриваться в более высоких, чем они, причинах.

Богословский комментарий

А богословски ты, пожалуй, скажешь то, что Тимей, поскольку аналогичен целостной демиургии, всё охватил - лица, обязанности, сами логосы, а Сократ в Государстве, [10] поставленный в чин, аналогичный простоте тройной демиургии [52] собирает только [то, что касается] того вида государства, которое является небесным. Итак, теперь всё замыкается в единое всесовершенное живое существо - и первое, и среднее, и конечное и всё развертывание целого. А почему государственное устройство трижды излагается и по каким [15] причинам? Может быть потому, что жизнь души есть что-то троичное. Первая устанавливает логос и украшает справедливостью и должным образом направляет. Вторая же возвращается к себе и саму себя стремится мыслить благодаря в ней самой сущей {B} справедливости. А третья восходит к причинам и погружает [20] в них свои специфические действия. А также [выражение] вкратце сказать служит изображением сходящейся в единый ум жизни и охватывания всего мыслимым образом и [выражение] повтори доставляет удивительное указание на соединяющееся в высшем окончании совершенство и на более вечное, [25] если угодно, мышление. Ведь выражение лучше закрепить означает это: находиться в более пребывающем и более вечном отношении к тому же самому.

перевод А.В.Петрова

комментарии

[51] Схолии:
с Фрасимахом из-за благосостояния Главкона и Адиманта
[52] Схолии:
одна демиургия
сверхкомическихнебесныхподлунных
зевсическаядионисическаяадонисическая