Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИИ НА "ТИМЕЯ" ПЛАТОНА


[в начало]

Оглавление

Введение к I книге
17а
Один, два, три, а где же четвертый наш [собеседник], о друг Тимей, из вчера пировавших, а нынче угощающих?
комментарий
17а
Какая-то слабость поразила его, Сократ, ведь добровольно он не пропустил бы такой беседы
комментарий
17а
Итак, не твое и не их ли дело - восполнить часть за отсутствующего
комментарий
17b
Ну конечно. И по крайней мере [то, что] в наших силах, мы не пропустим. Ведь было бы несправедливо, чтобы оставшиеся из нас, принятых тобою в гости, которым, [как] гостям, было [все] надлежащим образом устроено, не угостили бы тебя в ответ должным образом [и] без [должного] рвения
комментарий
17b
Ну так не вспомнишь ли ты, о каких и скольких [вопросах] я повелел рассказать?
комментарий
17b
Одно мы помним, а что нет, ты, присутствующий, напомнишь
комментарий
17b
А лучше, если тебе не тяжело, сначала вновь это вкратце повтори, чтобы [оно] лучше у нас закрепилось
комментарий
17bc
Мне кажется, что в сказанной мною вчера речи о государстве, [главным] тезисом было: каким и из каких людей [составленным должно] быть благородное [государство]
комментарий
17c
И очень, Сократ, всем нам сказанное [тобой пришлось] по уму
комментарий
17c
Итак, не отделим ли мы сперва в государстве искусства земледельцев и прочие отдельно от рода [граждан], предназначенных для войны в защиту [государства]?
комментарий
17cd
И мы сказали, что давая каждому по природе само по себе пригодное, [следует дать] одно только занятие тем, кто за всех должен воевать
комментарий
17d18a
Так вот, необходимо, чтобы они были только стражами государства, [и в том случае], если кто-нибудь внутренний или внешний придет, намереваясь совершить злодеяние, кротко творили бы справедливый суд над находящимися под их властью и являющихся по природе их друзьями, но были бы суровыми в битвах с нападающими врагами
комментарий
18a
Ведь природа души стражей, я полагаю, должна быть, [как] мы говорили, одновременно пылкой, [и] с другой стороны, философской, чтобы к каждому они могли быть кроткими и суровыми
комментарий
18a
Что же [относительно] воспитания? Разве не в гимнастической и не в мусической науках и не во всех, какие им подходят, [они должны] быть воспитаны?
комментарий
18b
Был где-то сделан вывод, что по крайней мере так воспитанные ни золото, ни серебро, и вообще никогда никакое имущество не будут считать своим собственным
комментарий
18b
Но, как охранители, будут получать жалование за стражу от спасаемых ими, [в количестве], которое соразмерно скромным [людям], взыскать жизни в общении, совместный ведя образ жизни друг с другом, имея во всем заботу о добродетели, в отношении иных обязанностей будучи праздными
комментарий
18c
И о женщинах мы вспомним, что должно бы приладить [их] природы поближе к мужам и обязанности все общими и на войне и в остальном образе жизни следует дать всем
комментарий
18cd
Что же то, что касается деторождения? Или это из-за непривычности изложенных [вещей] лучше запомнилось?" до слов: "это хорошо запомнилось, как ты говоришь
комментарий
18de
Разве не помним мы, как мы говорили, что для того, чтобы наилучшие, коль скоро они таковы, прямо [воспроизводили бы свои наилучшие] природы, начальники и начальницы должны для создания браков хитростью замышлять с помощью каких-нибудь жребиев так, чтобы отдельно дурные и добрые каждый с подобным сходились, вследствие чего никакой вражды у них не возникнет, потому что они будут полагать, что причина этого - случай.
комментарий
19a
И мы говорили, что доброе [потомство] должно воспитываться, а злое тайно передаваться в другой город
комментарий
19a
Наблюдающие всегда должны возвращать назад достойных из выросших, а недостойных по сравнению с ними отдавать взамен на место прощенных
комментарий
19a
Итак, достаточно ли мы повторили [все] из вчерашних [речей], в нашем тезисном изложении, или мы желаем вспомнить что-то еще пропущенное из сказанного, о друг Тимей?
комментарий