Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИИ НА "ГОСУДАРСТВО" ПЛАТОНА


[в начало]

Содержание трактата

I том
Введение
1О том, какие и сколько глав должны разбирать правильно толкующие "Государство" Платона для его изучения.5,1-19,25
2О высказанных Сократом силлогизмах против Полемархова определения справедливости.20,1-3
3О четырех речах о справедливости в "Государстве" против четырех догматов Фрасимаха о ней.20,4-27,6
4О рассказанных во второй книге "Государства" богословских типах.27,7-41,29
5Мнение Платона о поэтическом искусстве, его видах и наилучшей гармонии и ритме.42,1-69,19
Книга I
1О сказанном Платоном в "Государстве" против Гомера и поэтического искусства.69,20-71,17
2
[перевод]
О способе создания божественных мифов богословами: оправдание виновников и разрешение предъявляемых им упреков.71,18-86,23
3Некоторые различные способы теомахии у богословов, выводящие на свет неизреченную в ней истину.87,1-95,31
4Как следует оправдывать божественные мифы, которые представляются выставляющими богов причиной зла.96,1-100,18
5Каким образом кажется, что поэма приписывает богам нарушение клятв, истинное об этом руководство.100,19-106,10
6Что представляет собой в поэме ввержение во вражду Зевса с богами из-за Фемиды, свод общего рассмотрения мифа.106,11-107,30
7Что такое спор богов в мифах поэта и о каких различиях жизней загадочно говорит.108,1-109,7
8Что представляют собой приписываемые в мифах о богах богам изменения, и сколькими способами их излагают, и по каким причинам.109,8-114,29
9О том, как следует оправдывать приписывание богам откровения во сне, кажущегося ложным, [доказывая, что], божественное указывает на неложное. (?)115,1-117,21
10Общее оправдание гомеровских и платонических мифов, в которых они говорят о судилищах в Аиде и различных жребиях в них, которыми обладают выходящие из тел души, в соответствии с особенностями жизни в теле.117,22-122,20
11Каковы причины, по которым поэма приписывает плачи и героям, и богам, и самому, лучшему из героев, и величайшему из богов.122,21-126,4
12Какова причина смеха, приписываемого богам в мифах, и почему поэма описывает богов безудержно смеющимися над Гефестом.126,5-128,23
13Оправдание тех разнообразных способов [изложения] в поэме Гомера которые как кажется побуждают слушающих к пренебрежению благоразумием.129,1-132,7
14На что загадочно указывает соитие Зевса с Герой, и что такое космос Геры, и что такое место в котором происходит соитие, и что такое любовь Зевса, и что такое божественный сон, и вообще всей этой мифологии истолкование.132,8-140,24
15На что загадочно указывает мифология об Афродите, и Аресте, и узах Гефеста, которыми, как она говорит, Гефест связал обоих.141,1-143,16
16Что следует сказать о затруднениях Сократа в связи со сребролюбием, приписываемым Гомером героям.143,17-146,5
17Как следует оправдывать явное пренебрежение героев к божественному в поэме.146,6-149,29
18Как следует оправдывать явное пренебрежение героев к жизни в поэме [доказывая что оно] не вовсе неуместно ...150,1-154,10
Книга II
1О том, что Платон обыкновенно почитает Гомера как руководителя всякой истины.154,11-159,6
2По каким причинам в "Государстве" он отверг поэму Гомера как неподходящую для слушания юношам.159,7-163,9
3Что на протяжении всего этого произведения Платон является ревнителем Гомера как в добродетелях связанных с речью, так и в связанных с вещами.163,10-172,30
4Как следует защищать сказанное в Федре о Гомере, где кажется что Стесихор определен как более удобный музам.173,1-177,3
5Каковы три склада души и почему поэтическое искусство мы соотносим с третьим из этих складов в нас.177,4-179,32
6Что по Платону мы указываем три идеи поэтического искусства, являющиеся такими-то и столькими-то.180,1-192,3
7Что и поэма Гомера указывает три идеи поэтического искусства.192,4-196,13
8Что означает что Сократ в десятой книге "Государства" изгоняет поэтическое искусство Гомера, и по каким причинам, и что не все его, но что только конечную часть его отвергает.196,14-199,23
9Каким образом следует оправдывать постыдные речи, доказывая что Гомер не является ни воспитателем людей ни вообще политиком.200,1-202,6
10По каким причинам Платон решил изобличить Гомера в том, в том что он не является подходящим для воспитания людей. 202,7-205,23
Дополнение
1О доказательствах в четвертой книге "Государства" того, что существуют три части человеческой души, и четыре добродетели в них.206,1-235,21
2О речах в пятой книге "Государства", показывающих, что добродетели и воспитание мужчин и женщин являются общими.236,1-250,12
3О речах Феодора Асинского, опровергающих, что добродетель мужчины и женщины является одной и той же; о чем Сократ составил исследование.251,1-257,6
4О речи в пятой книге "Государства", показывающей, что такое любовь к науке у философов, и что у толпы.258,1-268,8
5О речи в "Государстве", показывающей что же такое Благо.269,1-287,17
6О пещере в седьмой книге "Государства".287,18-296,15
II том
7Мелисса на речь в "Государстве" о музах.1,1-80,29
8О трех речах, показывающих, что справедливое более счастливо чем несправедливое.81,1-83
9О главах в десятой книге "Государства".85,1-95,24
10На миф в "Государстве".96,1-
10aО назначении всего мифа.97,9-101,12
10bКак следует понимать суд над душами.101,13-124,27
10cКак следует понимать вхождение и выхождение души из тела.125,1-292,22
10d---292,23-359,8
11Рассмотрение возражений Аристотеля против платоновского "Государства" во второй книге "Политики"360,1-368,16


перевод А.В.Петрова