Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "КРАТИЛА" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Схолия 176 следующая
CLXXVI, 100, 11 - 103, 5: (Ср.: Кратил, 405a sqq.) То, что очищение [можно] видеть не только в медицине, но и в мантике, указывает на то, что очистительная сила Аполлона родительски охватывает оба эти [искусства]: ведь сияниями света он заставляет сверкать космос, а пеаническими действиями очищает его от всякой материальной несоразмерности. Подражая им, [т.е. сияниям света и пеаническим действиям], здешние врачи и гадатели, одни очищают тела, другие с помощью окроплений и окуриваний освящают себя и присутствующих. Ведь, как говорит Тимей (22c), и боги очищают все или огнем или водой, а им гадатели подражают. Поэтому и теургические [сочинения] предписывают, чтобы клеторы и дохеи очищались перед сеансом такими средствами (ср.: Прокл, Комментарии на "Государство", II, 246, 24; Порфирий. О философии оракулов, 160 Wolff.). И не только у гадателей, но и у телестов перед телетическими таинствами используются очищения, поскольку они изгоняют все чуждое предстоящему таинству.

И в самом деле, для этого бога специфично возводить многообразие очищения к свой единой очистительной силе. Ведь Аполлон, повсюду единящий множество и возводящий [его] к единому, и все способы очищения изначально единовидно собрал [101], очищая целостное небо, рождение и все внутрикосмические жизни и отделяя частные души от грубостей материи, из-за чего и теург, предводительствуя этим таинством, начинает с очищений и окроплений:
окропит крепкотекущей волной тяжкошумящего моря,
в первую очередь сам жрец, управляя действиями огня,
как говорит о нем Оракул (Халдейские оракулы, p. 55).

А то, что этот бог стоит во главе простоты и истины ведения (ср.: Кратил, 405bc) является указанием на аналогию, сопоставляющую его с благом, которую и Сократ воспевает в Государстве (VII, 517c), называя солнце потомком блага и аналогом ему. Итак, будучи единящим, и в этом смысле занимая чин аналогичный благу по отношению к внутрикосмическим богам, он [sc. Платон] с помощью истины указывает нам на [его] подобие, если позволительно так сказать, с ним, [т. е. с благом]. Ведь быть простым является выражением единого, как и истина ведения, т.к. она является сверхсущей и самой первой произошла от блага.

А то, что этот бог всегда является властвующим стрелами (ср.: Кратил, 405c), указывает на его державность, побеждающую все в космосе. Ведь он рассеивает сверху, из сверхнебесного чина, на весь космос зевсовы русла и лучи, ведь стрелы энигматически указывают на лучи.

А то, что он возглавляет музыку (ср.: Кратил, 405ce), [выражает], что этот бог является причиной всякой гармонии, как неявной, так и проявленной, благодаря его руководящим силам, и с помощью которых он вместе с Мнемосиной и Зевсом рождает Муз, и вместе с [ними] упорядочивает все чувственное, [пользуясь] своими демиургическими силами, которые дети теургов называют руками (ср.: Прокл, Комментарии на "Государство", II, 252, 20) (поскольку и действие гармонии <звуков> зависит от движения рук) [102], а так же души и тела упорядочивает с помощью гармонических логосов, пользуясь, словно некими звуками, различными их силами, и энгармонично и энритмично движет все своими демиургическими движениями. Но и весь небесный порядок и движение указывают на энгармоничное действие богов. Поэтому и частные души не иначе совершенствуются. как через энгармоническое подобие Всему, отвергая [происходящую] от Рождения дисгармоничность. Ведь тогда они удовлетворяют той благородной жизни, которая предназначена им богом.

От речей о царе Аполлоне [Платон] переходит к Музам и имени музыки (406а). Ведь Аполлон воспевается как Мусагет, и является по отношению к гармонии Всего монадой. А хор Муз (ср.: Прокл. Комментарии на "Тимея", II, 208, 9 sqq) <указывает> (ср.: Тимей, 43a) на полное число эннеады. Ведь благодаря им обоим, [Аполлону и Музам], целостный космос связан нерушимыми узами (ср.: Тимей, 43a), и является единым и совершенным, обладая первым, [то есть] <единством>, через аполлоническую монаду, а совершенством - через число муз. Ведь девятка (ср.: Прокл. Комментарии на "Тимея", II, 215, 12 sqq., III, 171, 8 sqq.; 193, 1 sqq.; Комментарии на "Государство", II, 4, 22 и др.), возникши из первого совершенного [числа, то есть тройки], через подобие и тождественность специфична, с одной стороны, а с другой, для всех [причин] завершающихся в едином совершенстве. Ведь они порождают многообразие логосов, а он удерживает и единит все их множество. Они устанавливают душевную гармонию, а он является хорегом мыслящей и неразделенной на части гармонии. Они разделяют явленное по гармоническим логосам, а он сдерживает неявную и трансцендентную гармонию. И он, и они - опоры, но они - по числу, а он - по единению. [103] Они разделяют единое Аполлона, а он единит мусическое множество, возвращая его и сдерживая. Ведь множество Муз - это множество, [возникшее] от объединенного и трансцендентного существования Мусагета, и число, вышедшее и раскрывшее единую и перводействующую причину гармонии целого.

перевод А.В.Петрова

комментарии