Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "КРАТИЛА" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Схолия 144 следующая
XLIV, 81, 16 - 82, 27: Океан для всех богов является причиной яркого и развитого действия и определителем различений первых, средних и конечных распорядков, поворачивающий [их?] быстротой ума к себе и специфически-соответствующим началам, движущий все, что после него, к специфически-соответствующим им действиям, совершенствуя их силы и делая [их] неубывающими. А Тефия влагает пребывание в движимое Океаном и доставляет устойчивость тому, что побуждено им для порождения вторичных [вещей], и чистоту сущности тому, что стремится делать все развитым, поскольку она берет все из божественных оснований, просеивая и процеживая. [82] Ведь каждая из первейших причин, хотя и доставляет вторичному соучастие в благах, но, однако, удерживает при себе незапятнанность, несмешанность и чистоту причастности (например, жизни, или бытию, или мышлению). Ум [сам] наполнился [ими] и наполняет [ими] душу, но утвердив в себе несмешанность и трансцендентность каждого их этих [благ], а на вторых после себя изливает в сиянии уступающие меры этих благ. И благодаря Океану действия в развитом состоянии существуют в более старших [родах], а просеянные и процеженные [действия существуют в более младших родах] благодаря Тефии. Ведь все, что дается вторым от стоящих сверху, говоришь ли ты о сущностях, или жизнях, или мышлениях, процеживается; и в той мере, в какой они являются первозданными [модусами] этих [благ] - упрочены в них, [т. е. в более старших], а в той мере, в какой они будут несовершенными - переходят в уступающих, точно также как речные воды, более близкие к началу являются более чистыми, более удаленные - более грязными.

Итак, Океан и Тефия - источные боги по своим первейшим основаниям. Поэтому и Сократ теперь назвал их отцами потоков (402b). Они переходят и в другие распорядки богов, начальным, нерушимым и небесным образом выказывая свои силы в каждом [распорядке]. А вот Тимей (40e) воспел и подлунные их чины, называя их отцами Крона и Реи, и потомками Урана и Геи. Конечные же из них - частные околоземные жребии, одни - являемые над землей, другие - под нею отграничивающие царство Аида от державы Посейдона.
перевод А.В.Петрова

комментарии