Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "КРАТИЛА" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Схолия 110 следующая
CX, 59, 22 - 61, 11: Уран, отец Крона, - ум умов и [существует] сам по себе, единясь в самых первых мыслимых [вещах], и стойко водружаясь в них, и удерживая все мыслящие распорядки, благодаря тому, что пребывает в мыслимом единении. И бог этот является сдерживающим, (также как Крон - различающим), и потому - отцом; ведь удерживающие причины предшествуют различающим и мыслящим только, [будучи] одновременно мыслимыми и мыслящими. Откуда, как раз, и Уран, будучи удержателем целостных [вещей] в едином [60] единении, лежит в основании титанической цепи, а прежде нее и [в основании] других распорядков богов, одних - только в нем самом пребывающих, которых он при себе удерживает, других - пребывающих и исходящих, [о которых] говорится, что он их скрывает после выявления, а после всех этих [распорядков богов - и в основании] нисходящих во Все и отличающихся от отца; ведь он выводит двойные единицы и троицы, равночисленные единицам, и седьмицы. Но это [нами] в других [сочинениях] в большей мере рассмотрено.

Называется же так [Уран] по подобию явленному небу. Ведь каждый из них, [то есть Уран и небо], сжимает и удерживает все объемлимые в них [вещи], и создает единую симпатию и удержание всего космоса; ведь удержание - вторая сила, после единотворящей, и происходит от нее. Итак, в Федре (246b sqq.) [Платон] указывает творение вида во всех вторичных [вещах], и каким образом оно через исправление ведет и сворачивает к мыслимому все [вещи], и что [такое] вершина в нем [присутствующая], и что [такое] предел всего нисхождения. И отсюда [Платон], переходя от имен к истине, [существующей] в вещах, излагает действие его, [т. е. неба], по отношению к [вещам] более возвышенным и более простым, и более близко стоящим к единому; и с соответствующей мудростью исследуется в этих [рассуждениях] чин неба, являющийся мыслимым и мыслящим. Ведь если оно взирает на верхние [вещи], оно действует мыслящим образом, и мыслимый род богов существует до него, глядя на который, оно является мыслящим, также как для нисходящих от него [оно] - мыслимое.

Итак, что же существует выше него? Не ясно ли, что сверхнебесное место и бесцветная и бесформенная и неосязаемая сущность, и вся мыслимая широта, как сказал бы Платон (Тимей, 31a), и то, что объемлет мыслимые живые существа, и [61] единая причина всех вечных [вещей], и скрытые их начала, как сказали бы орфики (фр. 116), сверху ограничиваемое Эфиром, а снизу - Фанесом (ведь все вещи находящиеся посредине между ними вместе наполняют мыслимый распорядок)? Это [Платон] и называет теперь (396bc) способным единить и наполнять, поскольку все [вещи] там и единятся и вместе с тем различаются, каждая особым образом, согласно вершинному единению и различению.

Следует обратить внимание, что теперь (396c) метеорологи, ведущие специфически-соответствующим [им] образом обращенный вверх образ жизни (bios) и живущих (zontas) мыслящим образом, не являются отяжеленными и влекомыми этой тяжестью назад, но воспаряют к труднодоступным высотам созерцательной жизни. Ведь тамошняя так называемая Гея матерински лежит в основании, а Уран, соэлементный ей,- отечески, и и тот, кто действует там, специфически-соответственно был бы назван метеорологом.

Так вот, Уран, будучи [богом] удерживающей природы, превосходит простотой кроновские распорядки и всякую мыслящую ипостась, и производит от себя всякое титаническое рождение, а до него - [рождение] телесиургическое и [рождение] стражническое, и целостно предводительтвует всеми благами у мыслящих богов. И в то время как Крона [Платон] воспевает (396b) через [его] неудержимое мышление о внутрикосмических вещах, и через [его] жизнь, поворачивающую к обозрению его самого, Урана он славословит через другое, более совершенное действие (396c); ведь привязанность к более возвышенным [вещам] является большим благом, чем поворачивание к самому себе.
перевод А.В.Петрова

комментарии