Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "КРАТИЛА" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Схолия 105 следующая
CV, 54, 12 - 55, 22: Почему Сократ счел, что имя царя Крона дерзко (396b) и на что ориентируясь допустил такое звучание [имени]? Или потому, что сытость (kovro") - причина дерзости, как говорят поэты, прозывая так неумеренность и пресыщение, ведь сытость, - говорят они, рождает дерзость? Итак, если кто-нибудь без рассмотрения подойдет к имени Крона, покажется, что оно оскорбительно, ведь слышащему [это имя] без подготовки оно укажет на пресыщенность и избыточность. Ну так почему, если такое имя получается оскорбительным, мы не передаем его эвфемистически и в подобающем богам молчании? Или потому, что [хотя] царская цепь богов начинается от Фанеса, а достигает господа нашего Диониса и сам скипетр сверху до конечного царства доносит, один только Крон, получив по жребию четвертый царский чин, в отличие от прочих, как оказывается в мифическом повествовании, и принял скипетр от Урана дерзко, и передал Зевсу. Ведь и Ночь как следует получила его от Фанеса (Орфические фрагменты, 86):
скипетр достославный он дал в руки богини Ночи,
чтобы обладала она царской честью.
И Уран по порядку от Ночи принял царскую власть над универсумом. И Дионис, последний царь богов - от Зевса: и его ведь отец утвердил на царском троне и вручил ему скипетр и сделал царем всех вообще внутрикосмических богов (Орфические фрагменты, 114):
внимайте, боги, его вот царем я вам ставлю.
Так, стало быть, видя такое оскорбительное преемство которое приписывается богословами Крону, Платон счел достойным запомнить эту дерзость, запечатлев ее образ (fantasiva) в имени, чтобы имя бога произносилось соответственно ей, и служило изображением передаваемой в мифе дерзости, а нас бы поучало возводить к истине и мифические художественные образы (plavsmata), чтобы они соответствовали богам, и возносить к научному пониманию явленное чудописание.
перевод А.В.Петрова

комментарии