Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "КРАТИЛА" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Схолия 99 следующая
XCIX, 48, 13 - 51, 13: При том (ср.: 396a sq), что мыслящий распорядок богов ограничивается сверху царем универсальных божественных родов, имеющим отчее превосходство над всеми мыслящими [богами],
который и Фанесом,
говорит Орфей (фр. 127)
перворожденным, блаженным называется на великом Олимпе,
а через три ночи и небесные основания нисходит в титаническое поколение, это [поколение] первым отделяет себя от отцов и предстояние универсальных [вещей] превращает в разделительную [силу] царской связности; и если весь демиургический род богов проявляется от всех вышеназванных начальных и царских причин, то ближайшим к единому будет предводитель титанических распорядков, а прежде прочих [49] демиургов - Зевс, получивший по жребию объединенную силу всей демиургической цепи, побуждающий и дающий основание всему, как явленному, так и не явленному, сам будучи по чину мыслящим, а виды и роды сущих переводя в распорядок чувственных [вещей], [сам] наполнившись от тех богов, что выше него, а всем внутрикосмическим [вещам] давая от себя эманацию в бытие. Поэтому Орфей (фр. 127) и говорит, что он создает все небесное поколение и творит солнце, и луну, и других звездных богов, создает он также подлуные элементы и определяет в качестве видов то, что раньше было бесчинным, а также устанавливает во всем космосе зависящие от него цепи богов и учреждает для [каждого из] всех внутрикосмических богов, соответственно [их] достоинству, долю в промышлении о вселенной. И Гомер, следуя Орфею, воспевает его как отца одновременно и богов и людей и как вождя и царя и верхнего лучших (ср.: Ил. VIII, 31; Од., I, 45, 81; XXIV, 473), и говорит, что к нему сводится все множество внутрикосмических богов, и в нем пребывает, и им совершенствуется. Ведь все [эти боги] возвращаются к нему через Фемиду:
Зевс приказал Фемиде позвать богов на собрание,
. . . . . . . . . . . . . . . . а она, в свою очередь, всюду
пройдясь, приказала плыть к дому Зевса
(Ил., XX, 4 sqq); и все [они] побуждаются единым решением Зевса и являются достоянием Зевса, как говорит поэма (Ил., XX, 13), и вновь он разделяет их, [свое] достояние, на две соэлементных группы, и побуждает их к промыслу о вторых [родах], сам пребывая в себе по своему обыкновению, согласно Тимею (42e): так сказал Кронид и пробудил неукротимую войну (Ил., XX, 31), [50] а он - отделен и трансцендентен всему внутрикосмическому. Отсюда и самые целостные и предводительствующие из прочих богов, кажущиеся, стало быть, некоторым образом, равными Зевсу из-за эманации от тех [же] причин, называют его отцом. Ведь Посейдон и Гера величают его таким прозвищем. Стало быть, [хотя] Гера и справедливо сопоставляется с ним, поскольку принадлежит к тому же чину:
ведь и я - бог, а род мой оттуда, откуда и твой
(Ил., IV, 58 sq); а также Посейдон:
трое ведь было нас братьев от Крона которых родила Рея: Зевс и я, а третий - Аид
(Ил., XV, 187), однако, обоими он называется отцом. А причиной [он называется] потому, что он обладает единой и не дробящейся на части причиной всей демиургии, и [потому, что] он - впереди кроновой триады, и удерживатель трех отцов, и со всех сторон объемлет жизнеродительность Геры; поэтому как раз он и дает основание, наряду с прочим и душам, которые она вдыхает во вселенную. Итак, пристойно и в Тимее великим демиургом назван Зевс; ведь он тот, кто побуждает внутрикосмические умы и души. Потому что тот, кто все тела с помощью фигур и чисел приводит в порядок и влагает единое единение и нерушимую дружбу и узы, - он. Такое ведь советует у Орфея (фр. 122) Зевсу Ночь в связи с демиургией вселенной:
а вслед за тем ты протянешь повсюду крепчайшие узы.
А узы внутрикосмических [вещей - это]: ближайшие - через аналогию [51], более совершенные - [узы] ума и души. Поэтому и Тимей (31c) и общность элементов через аналогию назвал узами и нерушимое единение жизни (ср.: Законы, X, 893b): ведь живые существа рождены связанными душевными узами, - говорит он (38e). А еще более значительные узы существуют благодаря демиургическому решению: по моему решению, - говорит [демиург], вы получили еще большие и более сильные узы, чем те, [которыми связаны ваши тела и души]. Так вот, держась за такую мысль о великом Зевсе, словно за прочный канат, а именно, что он - демиург и отец этой вселенной, и что он - ум неучаствующий и всесовершенный, и что он все наполняет жизнью и прочими благами, мы рассмотрим как Сократ с помощью имен выявляет мистическую истину об этом боге.
перевод А.В.Петрова

комментарии