Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "КРАТИЛА" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Схолия 51 следующая
LI, 18, 9 - 20, 21. Как в Горгии, когда Калликл разделял справедливое по закону и по природе, Сократ указал (489a) как закон и природа сходятся друг с другом в отношении справедливости (да и в Миносе (316b, 317c) то же самое делает), так же следует понимать и что имена существуют по закону и по природе, но не по случайному закону, а по вечному, и установлены согласно невидимым логосам. Так вот, имя, благодаря связанной со знанием творческой причине [существует] по закону и по установлению, а благодаря парадигматической причине - по природе. Но если это так, то как же впоследствии (429b sqq), обращаясь к Кратилу, он указывает, что следует называть имена не только правильно установленными, но [некоторые] - неправильно? Итак, об этом следует сказать, что существует общий теоретический закон. Так вот, поскольку имена установлены по отношению к невидимым вещам, [постольку] они являются установленными по закону. Но поскольку существуют и имена разрушимых вещей, ничего удивительного, если общий закон на них не распространяется, а случайного в них весьма [много], как например, [когда какой-нибудь человек] называется Амвросий или Афанасий или Полихроний и тому подобное.

Вкратце скажем, что такое творческое искусство [относящееся] к именам, ведь не все, что в нем присутствует, имеет вид законодательства. Итак, что в душе есть некая изобразительная сила, являющаяся уподобляющей вторые [вещи] лучшим и виды, существующие в сложном [состоянии] - более простым, ясно [19] (ведь и живопись и [другие] такие [искусства] зависят от этой силы). И, с другой стороны, с помощью этой силы душа [не только] способна уподоблять саму себя лучшим, чем она сама, [существам] - богам, ангелам, демонам, но и вторые, после нее [существующие вещи, она способна уподоблять] самой себе с помощью этой силы, а так же и еще лучшим, чем она сама [существам], благодаря чему она создает изваяния богов и демонов. А желая установить некоторым образом нематериальные [изображения] и [являющиеся] порождениями единого подобия логической сущности сущих [вещей], производит от себя самой, пользуясь содействующим [ей] речевым воображением, сущность имен. И как телестика с помощью неких символов и неизреченных синфем в достаточной мере уподобляет здешние изваяния богам и творит необходимое для принятия освещения богов, так же и законодательство, согласно этой уподобительной силе, устанавливает имена в качестве изваяний вещей, изображая в достаточной мере с помощью тех или иных звуков природу сущих [вещей], а установив [их], передает в пользование людям. И поэтому говорится, что законодатель является господином рождения имен, и как не благочестиво ошибаться в изваяниях богов, так же нечестиво и погрешить в именах; ведь устанавливающий их является умом, вложившим в них изображения образцов, и [поэтому] должно почитать их из-за их родства с богами.

И мне кажется, что Платон, сделав законодателя (389a) аналогичным целостному демиургу (ведь согласно Тимею (41e) он является устанавливающим необходимые законы и распределяющим установления, относящиеся ко всем [вещам] (42d), за которым следует Дика, карающая отступников от божественного закона, как говорит афинский гость (Законы, IV. 716a)), соответственно относит к нему и творение имен. [20] Итак, он, как говорит Тимей (36c), провозглашает, с одной стороны, [творение] тождественного круга и, с другой стороны, иного. Итак, если законодатель является аналогичным ему, так разве не должен он быть господином установления имен? А потому и в этих [словах] провозглашает законодателя демиургом, и наиболее редким из демиургов (389a). Так же и Сократ в Федре говорит, что имя " привлекательность" установлено Зевсом [для некоего воздействующего на душу истечения], которому Зевс, влюбленный в Ганимеда, дал имя привлекательности (255c).

Итак, одни имена являются порождениями богов, доходящими вплоть до души, другие [являются порождениями] частных душ, способных создавать их с помощью ума и науки, а третьи установлены через средние роды; ведь некоторые, случайно встретившись с демонами и ангелами, были научены ими именам в большей степени подходящим вещам, чем те, которые установили [для вещей] люди. Должно знать и различия их, данные творческими причинами, и возводить все к единому демиургу, мыслящему богу. Откуда и имена имеют двойные силы: одну - причину, наставляющую относительно пониманий и общности, другую - отличающую сущность, поскольку и демиург имеет двойные силы - творящую тождественное и творящую иное.
перевод А.В.Петрова

комментарии