Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "КРАТИЛА" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Схолия 49 следующая
XLIX, 16, 28 - 18, 4: Поскольку Аристотель говорит (Об истолковании, 17a 1-2), что речь является обозначающей не как орудие, но по установлению (ведь хотя звук, как телесное движение, существует по природе, нет ничего удивительного, говорит он, в том, что имена существуют по установлению, [17] как танец), Прокл возражает так.

Имя, [действительно] не является результатом [действия] физических орудий, поскольку всякое имя, как имя, что-то значит, ведь не одно и то же имя и звук. Так вот, звук производят физические органы, такие как язык, горло, легкие и прочее. [А] имя, [хотя] изготовляется и таким образом - в отношении материи, но в наибольшей степени оно является результатом размышления учредителя имен, которое как следует приспосабливает материю к виду и образцу.

Диалектик пользуется именем как данностью. Ведь всякое орудие имеет пользующегося [им] и творца [его] и всякое используемое имеет творческую причину, и все, что имеет творческую причину, помогает чему-то в действии, а иначе оно окажется саморожденным, [если не имеет творческой причины], и самодостаточным, [если не имеет пользующегося им].

Итак, если имя таково, то один является его творцом, а другой пользуется им уже возникшим, и для одного оно произведение, а для другого - орудие. И не потому оно [по природе], что какая-то физическая сила [им] пользуется, напротив, как творение [имени], так и пользование им, одинаково является искусством. [Однако], поскольку и творящее творит [имя] ориентируясь на вещи, и пользующееся пользуется им для различения вещей, постольку говорится, [что оно существует] по природе и как результат и как орудие; ведь <как> изображение, оно создается вещами, а [как орудие], сообщает о них через посредство мыслей.

Итак, имя достойно названо научающим орудием, а немного позже наречено и результатом законодательства (388d). Поэтому Сократ говорит (388b), что оно в большей мере орудие, обозначая его по его лучшей стороне. Итак, оно является средним орудием между научающим и обучающимся. А потому не [18] существует действие творящего и творимого, как говорил Аристотель (Физика, III, 202a 13 - 202b 22), но по меньшей мере три движения: творящего, творимого, промежуточного между ними орудия.
перевод А.В.Петрова

комментарии