Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "КРАТИЛА" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Схолия 36 следующая
XXXVI, 11, 30 - 12, 17: Истина высказывающего суждения у Аристотеля стремится выразить одно (Об истолковании, 17a25), [12] а сообщяемое теперь у Платона (385bc) - другое, согласно чему, говорит он, и сами по себе произносимые имена говорят истину. Ведь Аристотель утверждает, что [только] соединение и разделение подлежащего и сказуемого обладает ложностью и истинностью. А великий Платон знает четыре способа использования обозначаемого в отношении истины и лжи (ср.: Аммоний. Об истолковании, p. 21, 24-33).
1. Или в отношении самого существования вещей, как когда говорят, что истинно сущее есть, [говорят] истинно, а что не истинно сущее есть - ложно.

2. Или в отношении состояния, следующего за предшествовавшим действием, как в Филебе (36c sqq) Сократ разделяет удовольствия на истинные и ложные.

3. Или в отношении знания, как когда мнения разделяются на истинные и ложные.

4. Или в отношении орудий познавательной жизни, каковы речи, имена, буквы. Ведь и в них он видит истину и ложь в отношении [их] приспособленности и согласия с вещами. И риторы ведь имеют некую идею речи, которую называют "истиной" (Ср.: Гермоген, II, 375, 13 Speng).
перевод А.В.Петрова

комментарии