Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

КОММЕНТАРИЙ НА "КРАТИЛА" ПЛАТОНА


[в начало]
предыдущая Схолия 17 следующая
XVII, 7, 18 - 8, 14: То, что существует по природе - четверояко.
1. Или как целые сущности животных и растений и их части.
2. Или как их действия и силы, как легкость и теплота огня.
3. Или как тени и отражения в зеркалах.
4. Или как искусственные изображения, соответствующие их первообразам.
Итак, Эпикур (фр. 335 Us) полагал, что имена существуют по природе во втором смысле, как первоначальные дела природы, как голос и зрение, и как [мы способны] видеть и слышать, также [мы способны и называть], так что и имя существует по природе, [8] как первоначальное дело природы. А Кратил [полагает, что имена существуют по природе] в четвертом смысле, поэтому он и говорит, что у каждой вещи есть собственное имя, поскольку оно установлено теми, кто установили имена, соответственно [природе] и сообразуясь с искусством и наукой. А Эпикур (fr. 335 Us) говорил, что те, кто устанавливали имена, вовсе не сообразовывались с наукой, но совершали естественное движение, как кашляющие, чихающие, мычащие, лающие и стонущие. Сократ же говорит, что имена существуют по природе в четвертом смысле, как порождения научного рассуждения, и [являются порождениями] вовсе не естественного стремления, а воображающей души, и изначально установленными по возможности соответственно вещам. И по виду все имена одинаковы, и имеют одно значение, и существуют по природе, а по материи отличаются друг от друга, и существуют по установлению. Ведь по виду они соответствуют вещам, а по материи отличаются друг от друга.
перевод А.В.Петрова

комментарии