Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

ТЕУРГИЯ ПРОКЛА

Фрагменты Парижского кодекса
Введение Ж. Биде

Catalogue des manuscrits alchimiques grecs, vol. 6. Brussels, 1928, стр. 218


Просмотрев ряд листов манускрипта Parisinus 1182 (=P), краткое резюие которго дал М.Зервос [прим. 1], я заинтересовался двумя пассажами. Я привожу их без контекста, который сильно увеличил бы наше изложение.

A

Выше можно прочесть (стр. 157 сл.) Peri thytikes, рассуждения которго настолько аналогичны нашему автору, что который дает основания считать,что данный текст представляет собой выдержку из сочинения Прокла о халдейской теургии. В первых строках f. 256rP обнаруживается окончание выражения, аналогичного некоторым предписаним этого письма. Кроме того, здесь (стр. 218) Пселл ссылается на Прокла, когда говорит, что Ямвлих и Прокл руководствовались в своих сочинениях "халдейским вздором". С другой стороны, середина этого фрагмента P, где обсуждаются растения, закапываемые в 12 могил для хтонической богини (hestioichos thes), напоминает сжатое изложение, сделланое тем же Пселлом в Quaenam sunt.., 7, где он сообщает о тайных ритуалах тех же халдеев [прим. 2]. Отсюда ясно - в этом нет никакого сомнения, - что византийский компилятор извлек эти сходные фрагменты из комментариев Прокла на Logia. стр. 214 К сожалению, исчезновение одного листа P лишило нас начала этого весьма полезного фрагмента.

P. позволяет нам добавить еще одно подтверждение нашей гипотезе об источнике информированности Пселла в теургии. На стр. 167 мы склонились к мысли, что когда он говорит об аутопсии (стр. 176, 5), он заимствует из Прокла. Это подчеркивается в рассуждении о XLV вопросе Григория Назианзина (P, f. 23rl. 25 сл.):
ho de to tes autopsias dynatai onoma, Prokloi toi pany mathesesthe entygchanontes - "а что значит название аутопсии, вы узнаете, обратившись к Проклу".
Это, очевидно, происходит их комментариев Прокла на Logia, на которые ссылаются его ученики. См.: Пселл. PG, 122, 1136 cd, пассаж упомянуй выше на стр. 167, прим. 3.

Мы уже видели, что (стр. 160, прим. 7) Прокл связывает душу у халдеев с душой у Платона, сопоставляя ее в то же время с Аполлоном и Гермесом. По этому поводу мы читаем также в P, f. 26rl. 16 сл., посреди объяснения одного пассажа Григория Назианзина о Святом Духе (eis to "Saddoukaioi men oud' einai", Oratio XXXI, PG, 36, 137 b):
Hellenon de phesi (Gregor. Nazianz., l.l., 137 b 11) theologikoterous tous peri Pythagoran kai Sokraten kai Platona: hous de kai Proklos ho sophos tes Apolloniakes axiosas seiras, ton men kekrymmenon phesin helion, ton Pythagoran, ton de emphane, ton de mesos pos echonta, ton de Platona ktl. - [Григорий Назианзин] говорил, что у Эллинов в наибольшей мере богословами были последователи Пифагора, Сократа и Платона; а мудрец Прокл, сочтя их достойными аполлонической цепи, одного - Пифагора - назвал сокрытым солнцем, другого - являенным, а Платона - занимающим как бы среднее положение" и т.д.
Об аполлонических душах см. Прокл. Комм. на "Тимея", 288e и т.д.

перевод А.В.Петрова



комментарии

[прим. 1 к стр. 213] M. Zervos. Michel Psellos, sa vie, son oeuvre, etc. Paris, Leroux, 1919, стр. 81 и 186-191

[прим. 2 к стр. 213] PG, 122, 881 c:
"Участок у них очерчивался [со всех сторон] растениями и ямами" и т.д..