Центр Антиковедения


 Жизнь
 Сочинения
 Исследования
 Теургия

Центр
антиковедения

e-mail

2002
© А.В.Петров
© Центр антиковедения

ТЕУРГИЯ ПРОКЛА

Прокл
О священном искусстве у элинов

Catalogue des manuscrits alchimiques grecs, vol. 6. Brussels, 1928, стр. 148-151


стр. 148 Как влюбленные, проходя дорогой [ведущей] от красивого в ощущении к единому началу всего красивого и мыслимого, постигают его, так и мастера священного искусства, [проходя дорогой, ведущей] от симпатии, [присутствующей] во всех явлениях, к взаимосвязи [этих явлений] и к неявленным силам, [и] постигая все во всем, составляют для себя знание, [присущее] священному искусству, восхищаясь тем, что видят последние [вещи] в первых и самые первые в последних, [усматривая, в частности], земные по [своей] причине [вещи] в небе и небесным образом [там существующие], а небесные [усматривая] на земле, [существующие] земным образом. Иначе откуда [возникает то явление, что] гелиотропы движутся вместе с солнцем, а селенотропы - [вместе] с луной, совершая, сообразно [своей] возможности, круговое движение вместе со светилами космоса? Ведь все вещи молятся согласно соответствующему [им] чину и воспевают вождей целостных цепей, или мыслящим образом, или словесным, или физическим, или чувственным; поэтому и гелиотроп легко развязывается [=приводится в движение] тем, кем движется, и (если кто-нибудь может слышать как он ударяет по воздуху в процессе своего вращения), вознося этим звуком некий гимн, какой способно петь растение, сочувствует Царю.

Итак, на земле земным образом существуют солнца и луны, а в небе небесным образом [существуют] и все растения и все камни и животные, живущие там мыслящим образом. Увидев эти [вещи], древние мудрецы, подводя одни - к одним, другие - к другим [вещам из числа] небесных, приводили божественные силы в смертное место, а привлекали [их туда] с помощью подобия: подобия ведь достаточно, стр. 149 чтобы связать сущие друг с другом, и поэтому, если кто-нибудь пожелает зажечь фитиль от света светильника, [держа его] не в далеке от огня, то он увидит, что он загорается, не касаясь [при этом] огня, и воспламенение происходит снизу вверх. Итак, уясни себе, что зажигание аналогично симпатии здешних [вещей] к тамошним, приведение и помещение в удобное [положение фитиля] - использованию в священном искусстве материалов, сообразующихся с подобающим моментом и соответствующим местом, а передача огня [от света светильника к фитилю аналогична] присутствию божественного света в том, что способно принять [его в себя], а воспламенение [аналогично] обожению смертных [вещей] и осиянию [вещей], заключенных в материю, которые движутся к оставшемуся вверху, сообразусяь с воспринятым ими божественным семенем, [подобно тому], как [движется] свет зажегшегося фитиля.

И лотос имеет отношение к симпатии: свернувшись до [появления] солнечных лучей, постепено разворачиваясь, едва появляется солнце, он как бы восхваляет свет, полностью раскрывшись, и вновь сворачивается, когда оно уходит в погружение [=на запад]. Итак, какая разница, люди ли, разжимая и сжимая челюсти и губы, поют гимн солнцу, или лотос, сворачивая и разворачивая листья? Ведь они служат лотосу вместо челюстей, гимн же [остается в обоих случаях] физическим. Да и стоит ли говорить о растениях, на которых [очевидно] лежит некий след породительной жизни? Но можно видеть, что и камни вдыхают истечения светил, как, [например], мы видим, что гелит подражает [своими] золотовидными лучами солнечным лучам, а так называемый глаз Бэла и очертания имеет близкие зрачкам глаз, и из находящегося посредине в нем зрачка испускает сверкающий свет, [камень] же этот, говорят, следует называть глазом солнца; а селенит [своим] типом и движением обращается к луне; а гелиоселенит, словно изваяние совместного движения этих [двух] светил, уподоблен [их] совместным по небу движениям и расхождениям. Так, все [вещи] полны богов, те, что на земле - небесных, те, что в небе - занебесных, и нисходит, напоняясь, каждая [такая] стр. 150 цепь вплоть до последних [вещей]: ведь те [вещи, которые существуют] в едином прежде всех [вещей], те же [самые вещи] проявляются во всех [вещах], в которых [существуют] и составы душ, одних - упорядочиваемых одними богами, других - другими; поэтому оказывается, [что существует] множество сочнечных животных, например, львы и петухи, и сами причастные божественного по своему собственному чину. И удивительно, как у этих [животных] меньшие по силе и по числу страшны для более крепких в обоих отношениях: ведь говорят, что лев отступает перед петухом. Причину же этого невозможно извлечь из ощущения, но лишь из мыслящего рассмотрения и различия, [обнаруживающегося] в причинах. Итак, присутствие солнечных символов в петухе более действенно: ясно, что он сочувствует солнечным обращениям и поет гимн светилу, восходящему и поворачивающемуся вокруг своего центра; из-за чего и некоторые ангелы стали зримыми, имея такие формы, и, будучи [по-природе] бесформенными, являются нам, пребывающим в форме, оформленными. Затем, некий из солнечных демонов, являясь львиноликим, испугавшись петуха, исчез, говорят, отступив перед знаками более мощных [сил]: поэтому многие, видя изображения божественных мужей, воздерживаются от того, чтобы совершать в их присутствии что-либо оскверняющее.

А вообще, одни [вещи] движутся вместе с обращениями светил, как вышеназванные растения, другие подражают очертанию лучей, как, например, феникс, другие - огненной сущности, как, например, лавр, другие - чему-то другому. Итак, ты увидишь особенности соединенными в солнце, [но] разделенными в причастных [ему] ангелах, демонах, душах, животных, камнях. Отсюда возникает и тот принцип, что вожди священного искусства, отталкиваясь от лежащего перед глазами, ищут способ воздействия на более высшие силы, одни вещи смешивая, другие вознося по отдельности специфическим для каждого случая образом. А смешение необходимо из-за того, что оно учитывает каждую из несмешанных вещей, имеющую какую-нибудь особенность бога, недостаточную, если взять ее отдельно от других, для призывания его; поэтому смешением многих вещей они объединяют вышеназванные истечения и уподобляют единое, возникшее из смешения всех элементов смеси, тому целому, которое существует прежде всех вещей, и часто подготавливают изваяния, стр. 151 используя при этом смеси и фимиамы, смешивая в одно разделенные знаки и делая с помощью искусства бога - объемлимым, каков бы он ни был по сущности, сообразно объединению большего количества сил, разделение которых затемняет каждую из этих сил, а смесь которых возводит полученную через объединение силу к идее образца. Так что может одной травы или камня хватить для дела: используют ведь для автофании кнеор, для охраны - лавр, рамн, скиллу, куралий, адамант и яспис, а для предсказания - сердце крота, а для очищения - серу и морскую воду. Итак, с помощью симпатии они приводят богов и демонов, а с помощью антипатии - изгоняют, очищая, если придется, серой и асфальтом, и окропляя морской водой: ведь сера очищает из-за остроты запаха, а морская вода - из-за причастности огненной природе. И в телетических таинствах и в других способах воздействия на богов они выбирают подходящих животных и другие какие-нибудь вещи. А устремившись от этих и таких вещей, они познали демонические силы, так как силы эти являются сущностями ближайшими к действию, происходящему в природе и в телах, и приводили эти силы к соучастию с их собственной помощью; а от них восходили уже к самим творениям богов, одним вещам от них учась, а другие и сами двигая своими силами, достигая точного понимания соответствующих символов; и так они поднимались далее, оставив внизу природу и физические действия, пользуясь уже только перводействующими и божественными силами.

перевод А.В.Петрова